Какие электромобили чаще всего покупают в России. Кто и где хотел бы пересесть на них.
В нашей стране сейчас наблюдаются серьезные перемены, в том числе и с рынком автомобилей. В России повышается спрос на электромобили, появляются отечественные производители данного вида транспорта, а власти в свою очередь наращивают число зарядной инфраструктуры и выделяют различные льготы и субсидии.
В этом материале мы бы хотели затронуть каждую из этих тем и максимально подробно, рассказать про производителей, параллельный импорт электрокаров в нашу страну, регионы, в которых преобладают «электрички» и не только.
Какие электромобили чаще всего покупают в России
Параллельный импорт электромобилей в нашу страну задействован во всю. Только на одном сайте «Авто.ру» можно встретить тысячи предложений от дилеров, который в основном привозят в Россию китайские машины.
К слову о китайских электромобилях, по данным «Автостата», за январь-февраль 2023 года в России было продано 909 новых электрокаров, среди них почти половина (49,4%) пришлась на китайскую продукцию.
Оставшиеся 50% соответственно — параллельный импорт таких электромобилей, как Volkswagen или Tesla. Также в это число можно внести продажи электромобилей от отечественных брендов, то есть Evolute и «Москвич».
Пока что эти два бренда – единственное отечественное, что у нас есть. Да и то, продаются перелицованные китайские машины.
Если же говорить про продажи электромобилей двух этих брендов, разумеется преобладает Evolute, поскольку «Москвич» за февраль сумел продать лишь 7 электрических машин.
В принципе, это неудивительно, поскольку российский (китайский) электромобиль продается в нашей стране за 3,5 млн рублей, в то время, как в Америке за 3,2 млн рублей можно купить Tesla Model 3.
«Если вы сядете сначала в один автомобиль, потом — в другой, Tesla всё-таки будет оставлять ощущение машины более высокого класса, — рассказал в интервью ixbt.com главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
Она отделана довольно скромно: скромный пластик, там, как и во всех других Tesla, нет особых прикрас. Но именно внешний вид, размеры салона, а также ощущение автомобиля — трудно его описать — всё это оставляет ощущение «электрички» более высокого класса. Там огромный дисплей, просто сумасшедших размеров. А «Москвич» — обычная машина. Представьте себе Hyundai Creta, которую вдруг сделали электрической».
Со словами эксперта никак нельзя не согласится, цена за перелицованный электрокар огромная, а за эти деньги можно даже прибегнуть к параллельному импорту и подобрать более интересный и дешевый вариант. Другое дело – гарантия и обслуживание, но это уже другой разговор.
С другой стороны отечественный Evolute тоже не особо дешевый, да и это также перелицованные «китайцы». Но при этом, на электромобили данной марки выделяются субсидии от государства, плюс сам Evolute частенько предоставляет различные дисконты покупателям.
Например, есть электроседан Evolute i-Pro, полная стоимость которого – 2 990 000 рублей. Из этих денег мы вычитаем 625 000 рублей, которые можно сэкономить по госпрограмме льготного автокредитования, также есть «эксклюзивная скидка» в размере 185 000 рублей и скидка от Evolute на модели 2022 года, которая составляет 150 тысяч рублей. Таким образом, на покупке данной машины можно сэкономить около 1 млн рублей.
Работа властей над развитием электромобилей в России
Разумеется, власти в развитии электромобилей играют ключевую роль. Выделение госсубсидий при покупке электромобилей, операторам зарядных станций, бесплатные парковки, отмена налога на электрокары и бесплатные дороги, все это делает покупку электромобиля в России еще более целесообразным вариантом.
Что касается госсубсидий на электромобили, сейчас они выдаются только на продукцию Evolute, а в будущем будут выдаваться на электрический Lada e-Largus. По какой-то причине «Москвич» в эту программу не попал.
Субсидии операторам зарядных станций власти также выделяют. Управляющий директор компании PUNKT E Константин Алябьев рассказывал, что государство выделяет субсидии на технологическое присоединение (до 30% стоимости, но не более 900 тыс. рублей) и на покупку зарядной станции (до 60% стоимости, но не более 1 860 тыс. рублей).
Однако субсидии выдаются не всем, как правило, они ограничиваются пилотным числом регионов, поскольку к ЭЗС слишком высокие требования по локализации, да и субсидии выделяют только на станции 150 кВт.
Помимо этого, с 1 марта в России был запущен бесплатный проезд по платным трассам для электромобилей. Проект тестовый, но все же, определенные плюсы он в себе несет.
Регионы, в которых больше всего электромобилей
Всего в нашей стране на начало 2023 года числилось 20,66 тысяч электромобилей. Такие данные приводил «Автостат». Из этого числа 62% приходится на десять субъектов страны.
Разумеется, на первом месте идет столица, в которой зарегистрировано 3,4 тысячи электрических машин. Затем число электрокаров падает сразу в два раза – до 1,7 тысяч машин. Такой показатель в Приморском крае. Еще 1,64 тысячи единиц в Иркутской области, 1,37 тысяч «электричек» в Краснодарском крае, ну и в ТОП-5 попала Московская область с показателем 1,19 тысяч электрокаров.
В десятку лучших попадает Санкт-Петербург, в котором числится 0,99 тысяч электромобилей, Хабаровский край (0,88 тыс. шт.), Новосибирская область (0,7 тыс. шт.), Красноярский край (0,48 тыс. шт.) и Свердловская область (0,44 тыс. шт.).
Впрочем, эксперты надеются, что в текущем году число электромобилей сильно вырастет, поскольку производители ставят себе амбициозные цели. Так, в 2023 году ожидается выпуск 18,5 тысяч электромобилей, в 2024 году их число вырастет еще в два раза – до 36096 электромобилей, а в 2025-м автопроизводители планируют собрать свыше 52 тысяч электрических машин.
Возможно ли это – спорный вопрос. В принципе, один «Москвич» собирается в 2023 году произвести свыше 10 тысяч электрокаров. Еще 7,5 тысяч собирается Evolute. Калининградский «Автотор» в текущем году запустит пилотную партию из 200 машин, а еще есть «Группа ГАЗ», которая выпустит 331 электрический автомобиль.
Более подробно про планы каждого отечественного производителя можно прочитать в наших двух материалах (Часть 1 и Часть 2).
Многие ли готовы пересесть на электромобиль
Электрокары вызывают интерес у многих, но не каждый готов пересесть на такой вид транспорта. Для кого-то он очень дорогой, кто-то боится «обломаться» с зарядными станциями» и так далее.
Однако если взглянуть на опрос Drom.ru, который узнал мнения более 3300 россиян, а также 150 владельцев электромобилей, в будущем купить себе «электричку» готовы аж 88,5% респондентов.
Несмотря на это, только 36,3% людей, которые в данный момент владеют машиной с ДВС, будут готовы пересесть на электрокар. Также среди владельцев обычных машин 21,8% затруднились ответить, готовы ли они пересесть на «электричку», а 42% категорически ответили «нет».
А вот что касается россиян, который уже владеют электрическим транспортом, затруднились с ответом только 7,4%, а 4,1% вовсе готовы отказаться от такой машины.
Вывод
Можно сказать, что электромобили в России набираются обороты, власти спонсируют, россияне покупают. Не всегда правда работает именно так, поскольку параллельный импорт на высоком уровне, да и порой машины из других стран куда интереснее и дешевле тех, что производятся в нашей стране.
Что касается зарядной инфраструктуры, в этот бизнес заходит все больше и больше людей, плюс государство помогает и реализовывает различные проекты (например «Энергия Москвы»).
По опросу можно сказать одно, многие хотят, но мало кто делает. В большинстве случаев, люди, которые привыкли к обычным заправкам, не готовы понять, что такое заряжать машину.
- Какие электромобили от популярных брендов можно чаще всего встретить на дорогах России - 22 марта, 2023
- Какие регионы сильнее всего «заряжены» электромобилями и как развивается ЭЗС в нашей стране - 18 марта, 2023
- Какие электромобили чаще всего покупают в России. Кто и где хотел бы пересесть на них. - 16 марта, 2023