Как развиваются зарядные станции для электромобилей

Мы уже не раз писали про компании, которые занимаются развитием зарядной инфраструктуры в России. Однако снова решили затронуть эту тему. Управляющий директор компании PUNKT E Константин Алябьев в интервью агентству «Автостат»рассказал много подробностей, связанных с бизнесом ЭЗС в России.

Первым делом управляющий директор PUNKT E рассказал, сколько подобных компаний работает на рынке России, сравнив показатели с Европой. Он отметил, что наша страна сильно отстает от лидирующих примерно на 5 – 7 лет по количеству и плотности сети ЭЗС:

Pasted 11 660x365 - Минпромторог смягчил требования к зарядным станциям для электромобилей. Что думают эксперты

Всего в России мы насчитываем около 25 сетей зарядных станций, но только пять из них, включая PUNKT E, смогли преодолеть рубеж в 50 станций. К сожалению, не все лидеры рынка продолжают развитие и некоторые уже успели заморозить проекты, столкнувшись с техническими сложностями на этапе эксплуатации. В результате, Россия сильно отстает от лидирующих стран примерно на 5 – 7 лет по количеству и плотности сети ЭЗС. Например, в Германии 60 тыс. зарядных станций (данные АСЕА) на 355 тыс. электромобилей (данные statista.com). В то же время в России всего 1600 зарядных станций (данные mk.ru) на 19 тыс. электромобилей (данные агентства «АВТОСТАТ»). Но есть положительная динамика: в этом году в России за счет кратного роста инфраструктуры обеспечено базовое покрытие ЭЗС в большинстве крупных городов и некоторых межрегиональных направлениях. Количество зарядных станций достигло среднемирового уровня – 1 ЭЗС на 10 электромобилей, поэтому в текущих условиях использование электромобиля становится комфортным и в России.

Что же касается самих зарядных станций, Алябьев рассказал про все разновидности и чем они отличаются от ЭЗС сети PUNKT E.

Основная классификация станций по типу: переменного (AC) и постоянного (DC) тока. От этого кардинально зависит как мощность станции (AC – медленные до 22 кВт, DC – средние (24 – 30 кВт) и быстрые (больше 50 кВт) станции), так и формат исполнения, стоимость и другие характеристики. По формату станции могут быть «напольные» и «настенные». При этом тип и формат могут пересекаться. AC (медленные) станции обычно выполняются в компактном настенном формате, но встречаются и напольные станции под два электромобиля для установки в городском пространстве. DC (быстрые) станции из-за большой массы и габаритов в большинстве случаев реализованы в напольном исполнении, но существуют и настенные модели. Также станции можно разделить на управляемые (можно подключить к платформе управления для удаленного запуска и настройки) и неуправляемые (подходят только для личного использования). В публичной сети зарядных станций PUNKT E мы используем все типы управляемых станций в зависимости от особенностей локации и потребностей электромобилистов, но основной упор делаем на быстрые DC станции, которые способны зарядить электромобиль на 100 км пробега за 10 – 20 минут. Наши станции мы комплектуем обоими ключевыми коннекторами: европейским CCS 2 и японским CHAdeMO, благодаря чему на них могут напрямую или через переходник зарядиться все имеющиеся в России электромобили, включая американские Tesla и любые китайские модели.

Кроме того, управляющий директор отметил, что при небольшом количестве электромобилей в России все равно достаточно высокий спрос на ЭЗС. Кто-то заряжает свои машины дома, а кто-то использует публичные сети. К слову, Алябьев отметил, что на сеть компании PUNKT E во всех городах присутствия, от Москвы до Новокузнецка и от Санкт-Петербурга до Сочи наблюдается повышенный спрос.

Pasted 8 640x480 - Как развиваются зарядные станции для электромобилей

Производители ЭЗС не обходятся и без помощи государство. Страна выделяет на технологическое присоединение (до 30% стоимости, но не более 900 тыс. руб.) и на покупку зарядной станции (до 60% стоимости, но не более 1 860 тыс. руб.). Этот уровень поддержки находится на достаточном уровне, однако предоставление субсидии ограничивается коротким перечнем пилотных регионов, поскольку к к зарядным станциям предъявлены высокие требования по локализации, да и субсидии выделяют только на мощные станции (150 кВт), под которые мало локаций со свободной мощностью.

Также директор PUNKT E отметил основные трудности, а еще плюсы и минусы бизнеса ЭЗС.

Во всем мире основной сложностью при развитии сети зарядных станций является поиск удобных для электромобилистов локаций с возможностью подключить необходимую мощность электроэнергии. На этапе после запуска зарядной станции к ключевой сложности можно отнести необходимость регулярного мониторинга и обслуживания станций, чем часто пренебрегают некоторые операторы: даже на примере Великобритании мы видим, что порядка 30% зарядных станций стабильно не работают (данные ssrn.com). Для преодоления данных сложностей мы сформировали как департамент развития, подбирающий локации, так и собственную службу эксплуатации и поддержки клиентов, которая оперативно реагирует на любые проблемы и обеспечивает быстрый ремонт станций. Временным плюсом является низкое распространение зарядных станций в России, поэтому у сети PUNKT E есть все возможности, чтобы занимать самые лучшие локации из возможных.

Еще одна важная информация — это варианты и способы установки зарядной станции владельцу частного дома.

Домашняя станция (в частном доме или на личном машиноместе в городе) – самый дешевый и удобный способ заряжать электромобиль. Конечно, дома можно заряжать электромобиль и от бытовой розетки, но это будет слишком медленно (до 40 часов на полную зарядку с мощностью 2 – 2,5 кВт) и опасно (бытовые розетки не рассчитаны на многочасовое потребление такой мощности и в любой момент могут оплавиться). Поэтому мы рекомендуем приобретать домашнюю станцию и заказывать ее монтаж «под ключ» у специализированных подрядчиков. Установка домашней станции решает проблемы как со скоростью зарядки (можно заряжаться на максимум возможностей электромобиля до 22 кВт), так и с безопасностью (станция рассчитана на стабильно высокое напряжение и дополнительно оборудована необходимыми датчиками и информационным каналом общения с электромобилем для контроля безопасности).

Pasted 7 640x480 - Как развиваются зарядные станции для электромобилей

Что же касается цены на установку домашней зарядной станции, на данный момент, диапазон рыночных цен на них достаточно широкий — от 50 до 150 тысяч рублей в зависимости от характеристик. Если рассматривать PUNKT E, есть варианты от 80 тысяч рублей. Кроме того, компания оказывает услуги по монтажу «под ключ» и содействие в получении всех необходимых согласований.

Кстати, есть несколько тонкостей, касающихся бизнеса ЭЗС, в том числе и вопрос его окупаемости.

Сейчас инвестиции в собственную сеть публичных зарядных станций – это инвестиции в будущее рынка электромобилей в России. К сожалению, многие новые инвесторы в зарядную инфраструктуру завышают в своих прогнозах востребованность и эффективность зарядных станций, а после запуска оказываются разочарованы в этой модели бизнеса из-за высоких расходов на эксплуатацию и клиентскую поддержку. Однако электрозарядная станция – это не только выручка от зарядки электромобилей, но и дополнительный источник трафика платежеспособных клиентов. Поэтому инвестиции в собственную зарядную станцию могут быть очень привлекательными для торговых центров, придорожных кафе и сетей АЗС: за 30 – 40 минут зарядки электромобилист успевает потратить больше денег на кофе и другие покупки, чем на саму зарядку электромобиля, что позволит окупить зарядную станцию всего за несколько лет. Разумеется, невозможно самостоятельно купить, установить и монетизировать зарядную станцию, поэтому PUNKT E для таких инвесторов предлагает франшизу, в рамках которой устанавливает станцию «под ключ», подключает к своей платформе управления и приложению для монетизации, обеспечивает необходимое обслуживание станции в течение всего жизненного цикла. А инвестору остается только получать прямые (выручка от зарядки электромобилей) и косвенные (расходы электромобилистов в объекте инвестора) доходы от зарядной станции.

План PUNKT E на ближайщие годы — это развитие количества зарядных станций и их качества.

На 2022 – 2023 годы мы планируем активное географическое расширение сети с выходом в новые регионы, уплотнение сети в текущих регионах и обеспечение межрегиональной связанности за счет установки зарядных станций на трассах. При этом на трассах необходимы быстрые зарядные станции (с мощностью 150 кВт), которые способны заряжать электромобиль на 100 км за 10 – 15 минут в зависимости от его характеристик. Более мощные станции на этом этапе развития в России не требуются, так как на рынке только единицы электромобилей способны заряжаться с мощностью 150 кВт и выше.

Ранее, когда Министерство промышленности и торговли передумало оснащать станции как минимум одним коннектором китайского стандарта GB/T, компания PUNKT E поддержала это решение, поскольку GB/T стандарт представлен только в машинах, завезенных параллельным импортом из Китая.

Российские производители электромобилей сделали обоснованный выбор в пользу общемирового стандарта CCS2,— говорят в компании.

Кроме того, в PUNKT E предложили зафиксировать стандарт ССS2 в качестве единственного, что «заметно удешевит станции».

PUNKT E крупнейший частный оператор зарядных станций для электромобилей в России. Цель компании — создать инновационную и масштабируемую зарядную инфраструктуру, с использованием лучшего оборудования и современных IT-решений, обеспечивая устойчивое развитие для рынка электромобилей.

92048b19d22337c369d67eff076059d5?s=250&r=g&d=mm - Как развиваются зарядные станции для электромобилей
Поделится: