Для чего нужна гигафабрика в России?

В середине октября Госкорпорация Росатом в Калининградской области начала строительство крупнейшего в России завода по производству литий-ионных аккумуляторов, то есть гигафабрики мощностью четыре гигаватт-час в год.

Завод будет построен именно для создания отечественных литий-ионных аккумуляторов, но для чего они нужны и кто будет пользоваться спросом на них? На эти вопросы мы и ответим в сегодняшнем материале.

Сегодня открывается новая страница в истории электротранспорта России. Росатом начинает строительство первой в стране гигафабрики по производству накопителей энергии. В рамках диверсификации бизнеса мы открыли новую для себя отрасль электротранспорта. Ее развитие полностью соответсвует таким ценностям Росатома как разработка высокотехнологичных продуктов и вклад в устойчивое развитие. Эксперты прогнозируют к 2030 году высокий рост спроса на системы накопления энергии. В связи с этим наша основная задача — создать максимально-эффективные решения для развития рынка электротранспорта в России. Это послужит основой для развития экологичного транспорта, надежных и современных электросетей, обеспечит формирование ряда смежных секторов и направлений, — говорил генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.

pasted 12 660x365 - Как открытие гигафабрики в России повлияет на спрос в пользу электромобилей

На церемонии официального начала строительных работ тогда присутствовали представители отечественных компаний по производству электромобилей. Речь идет о компании «Автотор» и Evolute. Именно они и могут стать первыми покупателями российской гигафабрики. Также принял учатие и губернатор Калининградской области Антон Алиханов.

В нужное время и на нужном месте — можно сказать о новом проекте Росатома в Калининградской области. Это долгожданное событие, с которым связаны серьезные планы развития инновационных секторов нашей региональной экономики. Уже сейчас очевидна кооперация будущего завода, развитие сопутствующих предприятий комплектующих, производственных и инжиниринговых бизнес-единиц, а также калининградского автопроизводителя «Автотор». Очень важно, что новая гигафабрика строится на востоке области, там, где очень нужны рабочие места, связанные со стабильной работой, уверенность и социальная обустроенность, — поделился своим мнением Антон Алиханов.

Хватит ли мощности?

И так, гигафабрика мощностью четыре гигаватт-часа, но много ли это? По сути, если ориентироваться на электромобили со средней емкостью батареи, то есть примерно 80 кВт/ч, то мощности завода вполне хватит на то, чтобы обеспечить литий-ионными аккумуляторами до 50 тысяч электромобилей. По крайней мере, такой прогноз дает «Росатом».

Pasted 14 660x365 - Для чего нужна гигафабрика в России?

Кроме того, в случае высого спроса на продукцию завода, гигафабрика будет расширена до суммарной мощности производства в 14 гВт/час, поэтому станет еще проще. Однако будет ли этот спрос?

Кому нужна гигафабрика?

В большинстве своем, спрос на продукцию завода будет идти от отечественных производителей, таких как: Evolute, Автотор, Москвич, Кама (Атом). Все таки это отечественные производители, которым требуются российские комплектующие. Взять тот же Evolute, у которого СПИК на 5000 баллов.

На данный момент у компании 900 баллов за счет сварки и окраси. Остальные баллы придется набирать за счет отечественных компонентов. Батареи российского производства дадут «Эволюту» 1000 баллов, еще около 300 баллов они получат за инвертор, 500 баллов за электродвигатель, 600 баллов за штамповочное производство (в зависимости от использования процента российской стали от 500 до 800 баллов). Таким образом выйдет уже порядка 3,5 тысячи баллов.

Pasted 15 660x365 - Для чего нужна гигафабрика в России?

Кроме того, ранее управляющий партнер компании «Мотор­инвест» (Evolute) Андрей Резников, заявлял, что единственное, чего не хватает российскому автопрому, так это батарей. Все остальное в нашей стране уже производится.

Мы надеемся, что сотрудничество с РЭНЕРА в этой части будет максимально эффективным, — заявил Андрей Резников.

Конечно, в России есть собственные производители аккумуляторов, однако, покупать их максимально дорого, поскольку стоят они в три раза дороже китайских.

Возьмем тот же «Автотор«. Ему вообще максимально выгодно сотрудничать с «Росатомом», поскольку завод «Автотора» также находится в Калининградской области. Расстояние между заводами будет минимальным, что не потребует больших вложений на перевозку батарей.

Pasted 74 660x365 - "Автотор" будет выпускать электромобили под брендами новых партнеров

Да и вообще у «Автотора» и «Росатома» много совместных планов. Например, не так далеко от гигафабрики «Автотор» строит завод, где будет выполняться литье, мехобработка, производиться синхронные двигатели с постоянными магнитами, которые, кстати, будет поставлять «Росатом».

Электронные системы в России пока не производятся из-за отсутствия силовой электроники. Но «Росатом» решение и этой задачи взвалил на себя, я уверен, он справится. Мы с ним не так давно работаем, но уже убедились в его мобильности и способности быстро решать сложные задачи, за которые никто не берется, — говорил гендиректор компании «Автотор» Александр Сорокин.

Москвич и Атом

Что касается «Москвича», уже в этом году компания начнет заниматься производством электромобилей. Ожидается выпуск 200 электрических моделей до конца текущего года (насколько это будет реально — посмотрим, осталось не так долго). В следующем году «Москвич» обещал выпустить аж 10 тысяч «электричек», а в 2024 году компания намерена увеличить выпуск до 20 тысяч электрокаров.

В 2025 году мы сможем увидеть первые отечественные электрокары московского производителя. Там уже точно нужны будут российские компоненты и на помощь придет как раз таки гигафабрика.

izobrazhenie 2022 11 24 230216643 660x365 - В Москве начался старт производства "Москвичей"

В материалах «Москвича», которые были показаны на старте производства, было указано, что отечественный электромобиль, который будет выпущен в 2025 году будет оснащаться российской батареей, двигателем и зарядным устройством, поэтому нет даже сомнений, что батарея будет с калининградской гигафабрики. 

2025 год — собственный электродвигатель, батарея и бортовое зарядное устройство, произведенные в Москве, — сказано в материалах.

Что касается «Атома», с ним, думаю, расклад будет такой же. Приобрести модель можно будет уже в 2025 году, а так как «Росатом» станет инвестором «Атома», вопросов откуда будут поставлять батареи возникнуть не должно.

Pasted 76 660x365 - Продажи электромобиля "Атом" начнутся в 2025 году

Напомним, старт производства первых батарей на гигафабрике запланирован на 2024 год, а в 2025-м первые батареи сойдут с конвейера.

pasted 11 660x365 - Как открытие гигафабрики в России повлияет на спрос в пользу электромобилей

Общая площадь гигафабрики составит 23,6 гектара. Площадь производственных корпусов и инфраструктуры — 135 тысяч квадратных метров. Инвестиции в проект оцениваются в объеме не менее 26 миллиардов рублей.

ООО «РЭНЕРА» (входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») — активно развивающийся отраслевой интегратор Росатома в области систем накопления электроэнергии. Компания производит литий-ионные системы хранения энергии для источников аварийного и бесперебойного питания, гибридных систем с участием возобновляемых источников генерации, тяговые батареи для электротранспорта, спецтехники и других направлений. ООО «РЭНЕРА» выступает оператором по реализации проекта  в Калининградской области завода по производству литий-ионных ячеек и аккумуляторных батарей. Наличие собственного R&D центра позволяет разрабатывать, наряду с типовыми системами, комплексные решения под индивидуальные требования заказчика. Команда сопровождает проект от НИОКР до производства, осуществляет сервисное обслуживание.

 

 

 

 

92048b19d22337c369d67eff076059d5?s=250&r=g&d=mm - Для чего нужна гигафабрика в России?
Поделится: