Как открытие гигафабрики в России повлияет на спрос в пользу электромобилей

В середине октября Госкорпорация Росатом начала строительство крупнейшего в России завода по производству литий-ионных аккумуляторов. Иными словами — это первая собственная гигафабрика мощностью четыре гигаватт-час в год.

Завод будет построен в Калининградской области исключительно для производства литий-ионных аккумуляторов, которые, в свою очередь, будут использоваться отечественными производителями, к примеру Калининградский «Автотор» и Липецкий Evolute станут одними из первых покупателей.

pasted 11 660x365 - Как открытие гигафабрики в России повлияет на спрос в пользу электромобилей

Первые батареи сойдут с конвейера российской «гигафабрики» в 2025 году. При проектировании завода заложено современное технологическое оборудование, позволяющее изготавливать продукцию мирового уровня. Мощность производства позволит обеспечить литий-ионными батареями до 50 тысяч электромобилей. В случае подтверждения спроса на продукцию возможно введение второй и третьей очередей до достижения суммарной мощности производства 14 ГВт.час.

В нужное время и на нужном месте — можно сказать о новом проекте Росатома в Калининградской области. Это долгожданное событие, с которым связаны серьезные планы развития инновационных секторов нашей региональной экономики. Уже сейчас очевидна кооперация будущего завода, развитие сопутствующих предприятий комплектующих, производственных и инжиниринговых бизнес-единиц, а также калининградского автопроизводителя «Автотор». Очень важно, что новая гигафабрика строится на востоке области, там, где очень нужны рабочие места, связанные со стабильной работой, уверенность и социальная обустроенность, — прокомментировал старт проекта губернатор Калининградской области Антон Алиханов.

Так вот, как же строительство первой в России гигафабрики может повлиять на спрос в пользу электромобилей? Ответ прост: около 90 % ячеек и собранных из них накопителей РЭНЕРА планирует поставлять российским производителям электромобилей, то есть «Эволюту», «Автотору», будущему «Москвичу» и так далее.

pasted 12 660x365 - Как открытие гигафабрики в России повлияет на спрос в пользу электромобилей

 

Интерес в том, что после ухода с нашего рынка большинства иностранных автопроизводителей, у наших компаний появился шанс занять их ниши. В том числе это могут сделать производители электромобилей, особенно с учетом того, какие льготы государство предлагает владельцам «электричек».

Как заявляет управляющий партнер компании «Мотор­инвест» Андрей Резников, отечественному автопрому для полного комплекта не хватало только батарей — ​остальное в России уже делают.

«Мы надеемся, что сотрудничество с РЭНЕРА в этой части будет максимально эффективным», — ​сказал Андрей Резников.

Мы уже затронули тему локализации и сказали, что как раз отечественные аккамуляторы смогут ее подтянуть. Так вот это действительно правда. К примеру для получения господдержки отечественными компаниям необходимо обеспечить определенный уровень локализации производства. С 2019 года он измеряется в баллах, которые начисляются за штамповку, сварку, окраску, локализацию двигателя, систем управления и прочего, а также за обязательства производителя и его поставщиков.

Разумеется, все отечественные производители заинтересованы и в том, чтобы получить эту господдержку, а также в том, чтобы в их машинах стояли отечественные аккумуляторы.

Возьмем в пример Evolute, про который мы кстати писали вчера и также затронули тему локализации. Так вот данная компания взяла СПИК (Специальный инвестиционный контрак) на 5 тысяч баллов, хотя на данный момент у компании всего 900 баллов за счет сварки и окраси, но откуда взять остальные? Как раз таки батареи смогут добавить в копилку Evolute еще 1 тысячу баллов. Также около 300 баллов они получат за инвертор, 500 баллов за электродвигатель, 600 баллов за штамповочное производство (в зависимости от использования процента российской стали от 500 до 800 баллов), ну и таким образом компания уже выйдет к 3,5 тысячам баллов.

pasted 15 660x365 - Как открытие гигафабрики в России повлияет на спрос в пользу электромобилей

Есть еще калининградский завод «Автотор», который также будет сотрудничать с РЭНЕРА. Кстати данная компания вообще будет чувствовать себя лучше всех, поскольку расстояние между заводами будет минимальным, поэтому не будет больших затрат на перевозку батарей, да и собирать их будет удобнее и безопаснее на площадке автопроизводителя.

Кроме того, «Автотор» строит неподалеку от предприятия РЭНЕРА комплекс, где будет выполняться литье, мехобработка, производиться синхронные двигатели с постоянными магнитами. Кстати поставкой магнитов также будет заниматься «Росатом».

Электронные системы в России пока не производятся из-за отсутствия силовой электроники. Но «Росатом» решение и этой задачи взвалил на себя, я уверен, он справится. Мы с ним не так давно работаем, но уже убедились в его мобильности и способности быстро решать сложные задачи, за которые никто не берется, — ​отметил гендиректор компании «Автотор» Александр Сорокин.

Также стоит отметить, что «Автотор» и правительство Калининградской области запустили программу ремоторизации техники, то есть силовые установки будут менять на литий-ионные аккумуляторы. Правда для этого потребуется написание программы-­адаптера, которая позволит механизмам реагировать на батарею так, будто это ДВС. Помимо этого, нужно будет получить ГОСТ (государственный стандарт), но его планируется утвердить уже к середине следующего года.

Все аккумуляторы могут и остаться в Калининградской области — ​это я не пугаю Резникова, я просто говорю, что мы собираемся сделать, заранее, — ​добавил Александр Сорокин.

Подытожить можно тем, что нашим электромобилям действительно нужны отечественные аккумуляторы. Не придется искать поставщиков, заказывать с того же Китая, все будет у нас, рядом. Кроме того, будущее открытие гигафабрики существенно увеличит спрос на электромобили, он и сейчас активно растет, но после начала производства собственных батарей от еще сильнее ускорится.

Так, по данным «Автостата», на 1 июля 2022 года в России зарегистрировано 18,7 тыс. электромобилей, то есть 0,04% от общего количества легковых машин в стране. Доля еще низкая, но она растет. Например, доля электромобилей на рынке новых легковых автомобилей в сентябре выросла более чем втрое: с 0,14% (в сентябре 2021 года) до 0,47% (в сентябре 2022 года). Также по итогам января-сентября в России было куплено 1804 электромобиля, а это на 30,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

На момент июля, почти две трети (65,8%) всех электрокаров в нашей стране принадлежит марке Nissan (12,3 тыс. единиц). На втором месте расположилась компания Tesla, на которую приходится порядка 13% от общего числа (2,4 тыс. едениц). Третью строчку занял бренд Porsche (837 шт.). В ТОП-5 вошли еще Audi (718 шт.) и Mitsubishi (497 шт.).

Да, на сегодняшний день так, но посмотрим как будут обстоять дела в следующем году, какая доля электромобилей придется на отечественный Evolute, или может быть другие отечественные компании, которые начнут выпускать свои «электрички» в текущем году.

ООО «РЭНЕРА» (входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») — активно развивающийся отраслевой интегратор Росатома в области систем накопления электроэнергии. Компания производит литий-ионные системы хранения энергии для источников аварийного и бесперебойного питания, гибридных систем с участием возобновляемых источников генерации, тяговые батареи для электротранспорта, спецтехники и других направлений. ООО «РЭНЕРА» выступает оператором по реализации проекта  в Калининградской области завода по производству литий-ионных ячеек и аккумуляторных батарей. Наличие собственного R&D центра позволяет разрабатывать, наряду с типовыми системами, комплексные решения под индивидуальные требования заказчика. Команда сопровождает проект от НИОКР до производства, осуществляет сервисное обслуживание.

92048b19d22337c369d67eff076059d5?s=250&r=g&d=mm - Как открытие гигафабрики в России повлияет на спрос в пользу электромобилей
Поделится: