Работа на электрокарах Geely Emgrand EV 450 и Chevrolet Bolt в Яндекс.Такси

Глядя на пока еще бесплатные точки зарядок для электрокаров, диву даешься, почему эти транспортные средства до сих пор не заполнили таксопарки. Ведь это же без преувеличения «золотое дно»! А может какие-то подводные камни имеются?

Предпринимателя Станислава посетила такая идея. Человек по итогу решился на приобретение электромашины для работы в такси и далее поведает нам, что из этого вышло.

«Для таксиста во главе угла стоит не комфорт и не чистота экологии, а сколько авто может протянуть на одном заряде».

— История с «электричкой» началась более 6 месяцев назад. Моя семья — вегетарианцы. Также мы практикуем йогу и проявляем заботу об экологии. Вдобавок у нас большое количество друзей, разделяющих наши интересы, поэтому я не спроста обратил внимание на машины с нулевым выхлопом.

Стас говорит, что раньше признавал модели исключительно немецкого автопрома, отдавал предпочтение только Мерседесам и БМВ, причем в самых производительных исполнениях — с турбодвигателями, с самыми мощными дизельными агрегатами. Владел он и BMW M-версии с мотором на 550 кобылок.

— Однако в какой-то момент я начал всерьез посматривать в сторону конкретных моделей электрических автомобилей. Тогда я понял, что помимо мегапопулярной Tesla, на рынке имеет место солидный выбор электрокаров и от других брендов. Начал присматривать варианты с прицелом на коммерческое использование — для такси.

У меня было понимание, что на «электричке» ты будешь конкурентоспособен в отношении машин приводимых в движение двигателями внутреннего сгорания. Если взять калькулятор и произвести нехитрые подсчеты, то это становится очевидным. Ну и конечно же, не будем забывать об экологичности автомобилей на электрической тяге.

Для Стаса в приоритете было соотношение таких параметров как стоимость, качество, запас хода. На первых порах предприимчивый гражданин загорелся идеей опробовать в деле Nissan Leaf: разузнавал о нем и даже арендовал этот популярнейший во всем мире электрокар. Поездив на этой машине, человек понял — не то.

— После одного дня эксплуатации «Лифчика» пришло разочарование. Мало того, что едешь, словно пенсионер, так еще и пробег на одном заряде всего 130 километров. А ведь таксисты по 300–400 км за смену наматывают. Это мне придется по 3 раза в день на подзарядку становиться. Я много беседовал с водителями и узнал, что на первом месте для них стоит пробег на одном заряде. Ни уровень комфорта, ни экологичность, ни даже экономичность, а именно запас хода!

И вот попался на глаза электроседан Geely Emgrand EV 450. Это авто схоже с тем, которое выпускает предприятие «БЕЛДЖИ», однако имеет иное оформление фронтальной части, напоминающее модель Geometry. Во внутреннем пространстве отличий почти нет, исключением являются селектор режимов движения и цифровая панель приборов.

— У этого EV емкость аккумулятора составляет 52 кВт·ч. Заявленная производителем дальность хода — до 400 километров. Я приобретал его подержанным, из Поднебесной. Автомобилю было 1,5 года и намотал он за это время 80 000 км. В Белоруссии мне данная модель обошлась в 17 000 вечно зеленых.

«На калькуляторе мы наблюдаем преимущество, однако что будет с аккумулятором через 300 000 км?»

taksi e geely 2 - Работа на электрокарах Geely Emgrand EV 450 и Chevrolet Bolt в Яндекс.Такси

Наш герой не планировал сам «таксовать» на «электричке», а думал использовать наемных водителей.

— Сначала я сам с удовольствием откатал недельку. Понял, что это достойная занятость и в такси не малое количество приличных людей.

Стас вспоминает, что в начале, когда он только начинал эксплуатировать электрокар, на светофорах автолюбители регулярно останавливались рядом и интересовались, что, да как. Стоило остановиться возле ЭЗС, как приближалась целая толпа любознательных граждан и забрасывала самыми разнообразными вопросами. Кстати, водителей желающих сесть за руль электрической машины было хоть отбавляй, и с каждым Станислав общался лично.

— Те, кто арендует автомобиль, не так бережно, мягко выражаясь, к нему относятся. Ладно еще, если бы имели дело с Рено Логан, новеньким, на гарантии. Ну а тут ни сервиса, ни гарантии. Я регулярно получаю обратную связь от «драйверов», что в будущем поможет принимать верные решения в данном бизнесе.

У предпринимателя был и период тестирования. В Белоруссии опыт перенять не у кого, ведь ни у кого нет опыта жесткой эксплуатации EV в режиме чуть ли не круглые сутки.

taksi e geely 3 - Работа на электрокарах Geely Emgrand EV 450 и Chevrolet Bolt в Яндекс.Такси

— Калькулятор демонстрирует преимущество, однако мы не знаем, в каком состоянии будет батарейка через 100, 200 либо 300 тыс. км пробега. Данные о степени деградации аккумулятора за такой пробег отсутствовали, поэтому я осознанно пошел на риск. А ведь ВВБ — самый дорогостоящий компонент электрокара и то, что постоянно подвергается нагрузке. Через один-два года я смогу сказать, насколько выгодным являлось это вложение.

А пока, набиваем свои шишки и надеемся, что ними все и обойдется. Если пойдет хорошо, то будем двигаться дальше. Еще, есть зависимость от того, насколько будет развит сервис и насколько он будет дорогим. Высокие цены на ремонт и обслуживание электрокара могут существенно повлиять на ход дела.

Электрические такси в мире

  • Еще в 1900 году электрокаров в Нью-Йорке было больше, чем аппаратов работающих на бензине. А в распоряжении New York City electric cab company был парк состоящий из приблизительно 1600 электрифицированных машин такси. В 2012-ом на дороги Нью-Йорка снова вышли «такси-электрички» — 6 экземпляров Nissan Leaf.
  • К 2025 году в Норвегии запланирован полный переход на электрокары, а в Осло начали строить беспроводные зарядки для такси.
  • UBER к 2030 году планирует использовать в Канаде, Америке, а также Европе только машины на электрической тяге. Компания собирается выделить 800 млн долларов, для стимуляции водителей пересесть на электрокары.

«Собираюсь внедрять Chevrolet Bolt. Geely, в такси, вероятнее всего, больше использовать не буду».

Во дворе у Станислава уже стоит Шеви Болт, который приехал из Америки. После получения госномеров автомобиль также отправят работать в такси.

taksi e geely 4 - Работа на электрокарах Geely Emgrand EV 450 и Chevrolet Bolt в Яндекс.Такси

— Что касается китайских EV, смущает то обстоятельство, что никогда не знаешь, будет ли соответствовать заявленный производителем пробег реальному показателю. На данный момент ребята наматывают до 250 км в день. Это снижение заряда электронакопителя с 80−90% до 20%.

Как правило, машину «заправляем» на 80%, потому как дальше время зарядки возрастает. И в полный ноль батарею не вырабатываем. Пользуемся исключительно быстрой зарядкой, и я отдаю себе отчет в том, что это влечет за собой ускоренную деградацию аккума. Но в то же время, это является одним из этапов эксперимента: проверить, сколько времени ВВБ продержится в условиях такой жесткой эксплуатации.

Нужно еще посмотреть, как до конца зимы поведет себя Geely, хотя у меня уже имеется мнение, что такой автомобиль я больше не возьму. Все-таки хочу организовать предельно удобные условия для таксистов, дабы те как можно реже посещали точки зарядки.

По словам бизнесмена, существенных претензий к Джили у него нет. После приобретения было только масло в редукторе заменено. А подвеску перебирал предыдущий хозяин. Однако при этом, у данного электрокара все равно отсутствуют гарантия, сервис и запчасти.

— Вопросов немало. Сейчас мы уже подумываем над тем, чтобы наперед заказывать какие-то основные узлы, подбирать какие-то аналоги. Один раз показалось, что загудел подшипник ступицы. Так вот, мы его не смогли найти! Тут только заказывать в Китае и ожидать. Правда, потом выяснилось, что то всего лишь резина зашумела, — смеется Станислав.

Начали смотреть в сторону Chevrolet Bolt, в пользу которого сыграло то обстоятельство, что на него довольно ощутимо упала цена. При этом с 60-киловаттной батарейкой электрокар покрывает расстояние до 400 километров. Плюс полная «русифицированность» модели.

Стас заказывал аппарат без повреждений, хотя за такие экземпляры ясное дело просят бОльшие суммы. Скоро прибудут еще несколько штук, также невредимые и в этом был четкий расчет.

— Я не хотел иметь дело с битой техникой. Авто и так будут доставляться к нам 2 месяца, а потом еще придется ждать, пока их приведут в порядок. Все это мероприятие растянется по времени примерно месяцев на 6, а машина должна приносить прибыль. По этой причине, мне выгоднее ввезти целый автомобиль, чтобы его сразу можно было пустить в ход. С Bolt я уверен, что заводские показатели совпадут с реальными — проверено на личном опыте. А когда все прозрачно — и деньги легче вкладывать.

taksi e geely 5 - Работа на электрокарах Geely Emgrand EV 450 и Chevrolet Bolt в Яндекс.Такси

На данный момент для предпринимателя важно, как поведут себя аккумуляторы Шевроле. Опыт подсказывает, что на одной зарядке машина сможет прокататься всю смену. Ну, может понадобится одна коротенькая подзарядка — это максимум. По стоимости Болт уже практически сравнялись с бюджетниками. Конкретно мой экземпляр обошелся дороже чем 17 000 долларов. Но, здесь максимальная комплектация и пригоняли его с участием посредников.

Следующие экземпляры, которые приедут через пару месяцев, Станислав подыскивал и приобретал собственными силами. Они имеют не такое богатое оснащение, но по стоимости выйдут в те же 17 000 долларов, что и Джили.

— Единственное, что чуть не устраивает: Шеви не годен для тарифа «Комфорт» в «Яндекс.Такси», однако это некритично. По этой причине сейчас я интересуюсь моделью Bolt и собираюсь вкладываться в нее. Да и для восприятия рядового гражданина марка Chevrolet как-то ближе.

Еще одна проблема с китайскими изделиями — на них и по сей день в меню нет даже английского языка, не говоря уже о русском.

— Я понял, что на данный момент не готов взять еще одного «китайца» без русскоязычного меню. Мне нужно, чтобы таксист быстро и без напряга ориентировался в функциях, а не сидел у дисплея с гугл-переводчиком. С Chevrolet Bolt все просто — он полностью русифицирован.

Максим — один из 2-х таксистов, работающих на Geely EV: «Пассажиры не догадываются, что едут в электрической машине!»

taksi e geely 6 - Работа на электрокарах Geely Emgrand EV 450 и Chevrolet Bolt в Яндекс.Такси

— Неплохое авто, интересно кататься на таком — необыкновенные и приятные ощущения. Машина не дергается, как при переключении скоростей в традиционном транспортном средстве. Динамика радует. Но в то же время не достает «спецэффектов»: отсутствует чувство работы силового агрегата. За смену посещаю точки зарядки 2 раза. Первый раз — чтобы откатать на ней всю смену, второй — чтобы передать полностью заряженный электромобиль второму шоферу.

— Если приезжаю в светлое время суток, то обращают внимание на номерные знаки — интересуются, почему они зеленого цвета. Когда объясняешь, что это EV, весьма удивляются: «Правда?». Довольно редко кто-то сходу понимает, что передвигается на электрическом авто.

Если говорить в общем, то идея использования автомобиля на электротяге в качестве такси — мне по душе. В Вильнюсе или Киеве уже давно поняли выгоды от таких средств передвижения. В этих городах бОльшая часть автомобилей такси — «электрички».

«Цена электрокара для «таксования» не должна превышать 15 000 долларов».

Здесь сразу вспоминается, что в Белоруссии хотят наладить производство электроседана Geely Geometry A. Однако Станислав сразу подмечает — невыгодно, слишком дорого.

taksi e geely 1 - Работа на электрокарах Geely Emgrand EV 450 и Chevrolet Bolt в Яндекс.Такси

— Если завод желает, чтобы эти электрокары использовались в коммерческих целях, то модель Geometry A для этого слишком дорогой получается. Пусть за нее будут просить 25–30 тыс. долларов. Просчитывая все выгоды от работы электрокара в такси, я понял, что даже 20 000 долларов — предел. Все, что стоит больше, уже тяжело окупается.

Выручка с авто бизнес-класса и «эконом» может быть на одном уровне, однако цена самих машин разнится в 2,5 раза. Ну а дальше считайте сами. Если вам нужно, чтобы электрокар был привлекательным для таксиста, то стоить он должен около 15 000 долларов. Все электрические модели, стоимость которых превышает 20 000 $, для меня не вариант.

Математика оказалась правильной

Очевидно, что пока зарядные точки заряжают электрокары безвозмездно, математика говорит в пользу данного варианта. Из одинаковых затрат — зарплата таксиста, амортизация транспортного средства — вычитаются траты на плановые ТО каждые 10 000 км пробега и, конечно, топливо.

Однако даже при условии платных зарядок с ценой 30−40 коп./кВт·ч машина на электрической тяге выгоднее. Предприниматель поведал, что сейчас водители зарабатывают до 900 руб. в месяц. Это при том условии, что один шофер работает 15 полных дней и при этом у него нет никаких трат, связанных с ремонтом либо обслуживанием электромобиля.

— Ситуация с платными зарядками также была просчитана. По затратам на «топливо» EV будет немного дешевле автомобиля работающего на метане — самом дешевом газе. Однако с этим газом имеются свои проблемы. Недавно мне довелось побывать на метановой заправке и там возникло такое ощущение, что это стадион «Минск-Арена» и через полчаса стартует матч с «Динамо». Потоки очередей сходятся, а на заправку одного авто затрачивается 7−8 минут. Каждые 7−8 минут требуется подъезжать, продвигаясь в очереди.

С электрическим же автомобилем легче: поставил на зарядку и пошел по своим делам, ты не привязан к авто. За 30−40 минут машина «заправится» на 60−70%.

Еще, машины потребляющие метан все равно нуждаются в регулярном ТО, а также в дорогостоящей процедуре проверки оборудования. Т. е. электрокар предлагает преимущество и в стоимости «топлива», и в практичности обслуживания.

— Все упирается в аккумулятор. 20 000 км накатали — пока поводов для волнения не вижу, — улыбается Станислав.

1644826631 bpfull - Работа на электрокарах Geely Emgrand EV 450 и Chevrolet Bolt в Яндекс.Такси
Поделится: