«Росатом» предложил автозаводам выделять субсидии на российские аккумуляторы

«Росатом», который занимается строительством собственной гигафабрики, предлагает автопроизводителям выделять субсидии для покрытия части затрат на покупку российских тяговых батарей. Об этом пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на слова главы ТВЭЛ (входит в «Росатом») Натальи Никипеловой.

В «Росатоме» отмечают, что подобная мера сможет снизить цену электромобилей, а также повысить спрос на них. Субсидия нужна до 2028 года, пока в России не будут локализованы компоненты аккумуляторов. Аналитики также поддержали инициативу, отметив, что Китай добился самых низких мировых цен на батареи в 127 долларов за 1 кВт/ч в том числе за счет масштабов производства.

Батарея — ключевой элемент электромобиля. Ее стоимость составляет 40% в цене машины. Меры поддержки позволит снизить конечную цену электромобиля и простимулируют спрос, отметили в ТВЭЛ. Там же добавили, что субсидия на покупку батарей будет необходима, пока в России «не произойдет переход к локализации ключевых компонентов и существенное увеличение объемов производства за счет запуска заводов—изготовителей электробатарей».

izobrazhenie 2023 02 21 232129457 640x480 - «Росатом» предложил автозаводам выделять субсидии на российские аккумуляторы

Необходимость субсидирования расходов покупателей российских тяговых батарей и систем накопления энергии (СНЭ) также обсуждалась 3 февраля на экспертном совете под председательством первого зампреда комитета Госдумы по энергетике Валерия Селезнева.

В РЭНЕРА тогда отметили, что текущая стоимость российских батарей из-за отсутствия масштабного производства не позволяет конкурировать с китайскими, а за счет субсидии можно было бы покрыть эту ценовую разницу для покупателя. В ТВЭЛ подчеркнули, что никогда не оглашали стоимость батарей РЭНЕРА, тем более в сравнении с аналогами, и считают преждевременным обсуждать стоимость будущей продукции.

Pasted 82 640x480 - «Росатом» предложил автозаводам выделять субсидии на российские аккумуляторы

Эксперт Дмитрий Бабанский из SBS Consulting напомнил, что в 2022 году средневзвешенная цена на литий-ионные батареи во всем мире выросла на 7% год к году — до 151 доллара за 1 кВт/ч. В то же время, в Китае литий-ионные батареи считаются самыми дешевыми — 127 долларов за 1 кВт/ч, в том числе за счет эффекта масштаба производства как материалов, так и электромобилей.

Эксперт согласен, что субсидирование стоимости батарей позволит ускорить электрификацию транспорта, но параллельно необходимо стимулировать НИОКР для развития производства материалов.

Для развития общественного электротранспорта «Росатом» предлагает применять контракты жизненного цикла на батареи.

Суть предложения заключается в приобретении службами городского электротранспорта батарей как «услуги» и оплате фактической работы аккумулятора, то есть только за киловатт-часы потребленной электроэнергии, — рассказали в ТВЭЛ.

Существенная экономия позволит модернизировать парк и приобретать больше транспорта, также с владельцев автопарков снимаются проблемы утилизации батарей или выхода их из строя.

Аналитик Дмитрий Бабанский добавил, что формат «батарея как услуга» позволяет значительно снизить CAPEX на приобретение электротранспорта. Такая схема уже используется в ЕС производителями шахтного оборудования для снижения затрат, и, будет востребована в России, особенно учитывая дефицит средств и необходимость модернизации парка общественного транспорта.

Напомним, «Росатом» занимается строительством гигафабрики мощностью 4 ГВт/ч в год (примерно 50 тысяч электромобилей) на площадке замороженной Балтийской АЭС. Запуск завода ожидается осенью 2025 года, а ее стоимость повысилась почти вдвое: с 26,35 млрд рублей, до 51 млрд рублей, из которых 19 млрд рублей — средства госкорпорации, а 27 млрд рублей — кредиты.

Pasted 85 640x438 - «Росатом» предложил автозаводам выделять субсидии на российские аккумуляторы

На первом этапе мощность гигафабрики оставит 4 ГВт/ч в год, а в будущем может увеличиться до 14 ГВт/ч. «Росатом» планирует производить батареи для электромобилей и городского электротранспорта. Также у госкорпорации есть соглашение с автопроизводителем «Автотор».

План «Росатома» — продать в России батареи емкостью в 690 МВт/ч в 2023-2025 годы, а в 2030 году дойти до отметки 3,75 ГВт/ч. В таком случае объем продаж систем накопления энергии (СНЭ) в денежном выражении за 2023–2025 годы внутри страны составит около 14,8 млрд рублей, а в 2030 году превысит 35,6 млрд рублей. Что касается экспорта, он также будет увеличиваться: в 2023 и 2024 годах составит примерно по 21 млн долларов в год, в 2025-м — 29 млн долларов и в 2030 — 107 млн долларов.

Помимо этой гигафабрики, «Росатом» в скором времени объявит о строительстве еще одной. Об этом заявил генеральный директор ООО «Рэнера» Александр Камашев.

Гигафабрика в Калининграде — это только начало. В ближайшее время мы анонсируем запуск строительства еще одной очереди. Я рассчитываю, что к 2030 году образ нашей компании будет такой: достаточно сильный производственно-технологический холдинг с базой по исследованиям и разработкам и несколькими площадками по стране. И, конечно, я рассчитываю, что на этом рынке у нас появятся конкуренты, потому что в здоровой среде должна быть конкуренция, — сказал Камашев.

Pasted 86 640x480 - «Росатом» предложил автозаводам выделять субсидии на российские аккумуляторы

Где именно будет расположена еще одна гигафабрика — пока неизвестно, однако, Камашев опроверг появившиеся в конце января слухи о том, что рассматривается возможность строительства завода по производству литий-ионных аккумуляторов в создаваемой особой экономической зоне «Хакасская технологическая долина».

В основе продуктовой линейки «РЭНЕРА» лежит концепция универсального модуля, позволяющего конструировать батареи для различного применения. Модуль можно будет использовать в архитектуре стационарных систем хранения энергии и электротранспорта – легковых электромобилей, электробусов, грузового транспорта, низкопольных транспортных средств  и рельсового подвижного состава.

izobrazhenie 2023 02 21 231948566 - «Росатом» предложил автозаводам выделять субсидии на российские аккумуляторы

Как говорит генеральный директор ООО «РЭНЕРА» Александр Камашев, аккумуляторы «РЭНЕРА» можно будет встраивать практически во все автомобили, производимые в России, вне зависимости от платформы – российской или иностранной.

Камашев также отметил, что потенциал рынка электромобилей огромен, и в перспективе можно будет масштабировать производство, подстраиваясь под уровень спроса.

ООО «РЭНЕРА» (входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») — активно развивающийся отраслевой интегратор Росатома в области систем накопления электроэнергии. Компания производит литий-ионные системы хранения энергии для источников аварийного и бесперебойного питания, гибридных систем с участием возобновляемых источников генерации, тяговые батареи для электротранспорта, спецтехники и других направлений. ООО «РЭНЕРА» выступает оператором по реализации проекта  в Калининградской области завода по производству литий-ионных ячеек и аккумуляторных батарей. Наличие собственного R&D центра позволяет разрабатывать, наряду с типовыми системами, комплексные решения под индивидуальные требования заказчика. Команда сопровождает проект от НИОКР до производства, осуществляет сервисное обслуживание.

 

 

 

92048b19d22337c369d67eff076059d5?s=250&r=g&d=mm - «Росатом» предложил автозаводам выделять субсидии на российские аккумуляторы
Поделится: