Интервью с компанией TechMake LAB — производство литиевых батарей
Сегодня у нас будет достаточно интересный материал, особенно для тех, кто является владельцем любого электрического транспортного средства.
Многие прекрасно знают, что основной компонент в электрическом транспорте, и самый дорогой, это аккумуляторная батарея. Однако в случае возникновения неисправности, часто, самым правильным, эффективным и безопасным способом является замена аккумулятора на новый.
В таких ситуациях самое популярное — это покупка АКБ на маркетплейсах (в первую очередь китайских конечно), что, зачастую, превращается в лотерею. Как нам рассказали сервисные инженеры компании, примерно в 50% случаев, при ремонте, вскрывая новую батарею, они обнаруживают бывшие в употреблении элементы. Или еще более интересный случай — когда элемент вроде новый, при этом внутри — восстановленная «начинка». Но встречались и более экзотические случаи — при получении аккумулятора внутри нового корпуса был картон и куски пластика (автор лично видел песок, прим. ред.).
Итак, мы пообщались с московской компанией, которая выпускает около 3000 различных батарей в месяц. Позвольте представить, генеральный директор TechMake LAB — Зубов С.В.
Вопросы:
1. Добрый день Сергей Владимирович и спасибо, что нашли время пообщаться. Расскажите какие виды аккумуляторов производятся, и какие они имеют характеристики?
Здравствуйте! В линейке нашей компании сейчас около 60 видов батарей, но по причине того, что мы разрабатываем изделия, каждый месяц наша линейка увеличивается на 5–10 моделей. Специфика достаточно широка — это и аккумуляторные батареи для складского оборудования, и для БПЛА (беспилотников). Но основная наша специфика — это электротранспорт, именно в этой сфере достигнуты самые хорошие результаты, а именно — мы разработали с нуля и выпустили в серию 15 видов аккумуляторов, и произвели более 10 000 АКБ для электротранспорта.
Особое место в нашем модельном ряду занимают аккумуляторы для велосипедов типа «Колхозник», Minako, Huachi, Virus plus, и подобные. Мы делаем емкие сборки на 20, 25, 30 ампер-часов, запас хода которых может составлять до 125 км, что особенно актуально, так как эти модели велосипедов очень популярны у курьеров и служб доставки товара. В настоящее время мы единственные кто разработал модель дополнительного аккумулятора на багажник велосипеда. Благодаря этому решению пробег на одном заряде может превышать 200 км.
2. Поговорим о производстве. Как вы выбираете компоненты (запчасти) для сборки аккумуляторов, и какие критерии используете для оценки их качества?
Особенности выбора компонентов у нас опирались на опыт ремонта аккумуляторов для электросамокатов и электровелосипедов. Очевидно, что в основе всего лежит качество элементов (банок), поэтому у нас они проходят от 4 до 6 проверок на нескольких этапах производства. В штате имеется несколько человек кто постоянно находится в Китае и отбирает для нас максимально качественные комплектующие. Мы работаем с такими заводами как Daly, Eve, Lishen. Остальные комплектующие проверяются так же достаточно тщательно. По нашему внутреннему регламенту каждый элемент изделия проверяется, если можно так сказать «лично». Конечно, это занимает много времени в производственном процессе, но именно это позволяет давать нам гарантию 12 месяцев и более.
3. Расскажите, пожалуйста, об инструментах и оборудовании, которые используются для работы?
По моему глубокому убеждению, любой производственный процесс можно оптимизировать бесконечно. Поэтому у нас на производстве мы автоматизировали все, что можно автоматизировать — начиная от станков для упаковки и заканчивая сложными станками с программированием для сварки сборок. С одной стороны это было сложно и дорого — купить, привезти и наладить, но с другой стороны, автоматизация позволяет нам за несколько часов создать индивидуальную производственную линию под конкретного клиента или новое изделие.
Подробнее о парке используемого оборудования скоро выйдет отдельная статья на нашем сайте, а пока можно посмотреть некоторые наши станки на странице ВК https://vk.com/techmakelab.
4. Каких основных требований вы придерживаетесь, чтобы достичь стандартов производительности и безопасности?
Для начала, хочу отметить, что опыт наших специалистов в среднем более 5 лет, поэтому все работы проводятся в соответствии с принятыми стандартами. Кроме этого существуют внутренние регламенты, которые мы разработали и утвердили совместно с органом по сертификации. В результате нашей компанией получен сертификат (https://techmakelab.ru/#about), подтверждающий безопасность для пользователя и соответствие требованиям. Также на производимую нами продукцию у нас зарегистрирована собственная торговая марка — TechMake LAB.
5. Как вы тестируете свои батареи, чтобы гарантировать хорошую эффективность и надежность в различных условиях работы?
Как я уже говорил, основными компонентами, требующими особого внимания, являются банки. Самая первая проверка проводится нашими контрагентами в Китае перед отправкой. Далее тестируем их мы при получении — у каждого элемента замеряется напряжение и сопротивление. Максимально допустимое отклонение — ±0,01 В и ±0,02 Ом. При дальнейшей сборке, еще на 2–6 технологических узлах проводятся контрольные замеры у каждого изделия. Наконец после окончания сборки измеряются итоговые характеристики готовой батареи. Остальные элементы проверяются также поштучно перед поступлением в технологический процесс.
6. Какие меры вы предпринимаете для улучшения производительности батарей в условиях экстремальных температур или других сложных условиях эксплуатации?
Это очень хороший вопрос! У нас есть стандартная защита, состоящая из трех решений. Первое — в так называемой бесшовной сборке корпусов, которая заключается в непроницаемой подгонке элементов корпуса, далее — все швы внахлест проклеиваются специальным материалом, и наконец, готовое изделие запаивается в защитную пленку. Для некоторых моделей предусмотрена дополнительная герметизация, которую клиент может заказать при покупке.
7. Как можно решить проблемы веса и компактности батарей, чтобы они могли быть эффективно использованы в различных формах электрического транспорта при недостатке места для установки?
У АКБ есть очень важные особенности, о которых знают не все. Например, свинцовый аккумулятор как минимум на 30% больше литий-ионного при тех же мощностных характеристиках, а использование пакетных ячеек в свою очередь позволяет уменьшить и объем и вес относительно других форм элементов. Кроме того пакеты позволяют изменить форму электронакопителя за счет того, что представляют собой условно плоские прямоугольные формы, в отличие от цилиндрических форм обычных банок.
Еще пример: недавно в сервис поступила партия электрических самокатов, в которых нужно было заменить элементы. При замене мы поставили аккумуляторы нашего производства, они получились меньше и легче, но при этом более мощные.
8. Какие самые большие трудности стоят перед производителями аккумуляторов в России сейчас, и как вы планируете справляться/справились с ними?
Одна из проблем сегодняшнего рынка аккумуляторов — это ответственность продавцов, точнее ее отсутствие. И это большая проблема для покупателя! Ясное дело, что мы все хотим сэкономить на покупке, но часто продавец, предлагая чуть дешевле, в принципе не дает гарантию на аккумулятор или дает ее иллюзорно, т. е. понятно, что только продавая АКБ, не занимаясь сервисом, обеспечить полноценно он ее не сможет.
Вторая проблема, которую мы сегодня тоже частично затронули, это качество элементов (ячеек) внутри новых аккумуляторов. Проще говоря, компания, не производящая, а только перепродающая готовые АКБ, может рассуждать о качестве изделия, только по состоянию новизны корпуса ;). Как показывает практика нашего сервиса около 50% элементов в новых аккумуляторах полностью или частично не соответствует техническим нормативам.
9. Насколько это сложное и востребованное направление бизнеса?
Любое производство — это всегда гораздо более сложный бизнес-процесс, чем только продажа, а в нашем случае это еще и разработка и формирование производственных линий под клиента или выпуск серии большими партиями.
Что касается рынка в общем, как показывает практика, цены в данный момент в среднем по рынку на все произведенные аккумуляторы завышены, что на мой взгляд, объясняется только аппетитами компаний-производителей, и одна из наших задач дать рынку продукт, соответствующий требованиям и при этом с гуманной нормой прибыли производителя, т. е. по нормальным конечным ценам.
10. Какие будущие технологии или инновации вы видите в области аккумуляторных батарей и как они могут повлиять на будущее электротранспорта?
Процесс производства аккумуляторов постоянно развивается. Производители стараются уменьшить размер элементов, при этом и токоотдача, и емкость, и плотность энергии остаются на высоком уровне. Уже сейчас используются новые катоды, такие как например NMC811. Подробнее можно прочитать статью у нас на сайте — https://techmakelab.ru/nmc.
Батареи будут становиться мощней и практичней, а электротранспорт потянется следом. Уже сейчас, многие крупные компании активно занимаются исследованиями в этом направлении.
11. Как вы видите будущее электротранспорта в целом, и какую роль вы хотели бы занять в этом процессе?
Развитие электротранспорта идет семимильными шагами. Каждый год появляются новые модели электросамокатов, электровелосипедов, скутеров, электроциклов. Размер и вес снижается, эргономика улучшается. Наша роль, это предоставление надежных и качественных источников питания для широкого спектра электрического транспорта.
Еще раз спасибо за уделенное время и ответы, Сергей Владимирович. Желаем Вашей компании больших успехов и побед!
- Самый динамичный и авангардный серийный минивэн в мире: обзор электрокара Zeekr 009 - 28 сентября, 2023
- Интервью с компанией TechMake LAB — производство литиевых батарей - 19 августа, 2023
- Каким получился электрокар у бывшего производителя электрочайников: обзор Skywell ET5 - 17 августа, 2023