Полная замена проводки электровелосипеда: весь процесс, включая распайку контроллера
По мере распространения велосипедов оснащённых электрооборудованием, стало появляться большое количество мастеров разных мастей, которые предлагают услуги по электрификации велосипедов. Но в этом обстоятельстве, как оказалось, есть и некоторые недоразумения: не все «специалисты» являются добросовестными и высококвалифицированными. Услуги таких «Кулибинов» иногда бывают не достаточно качественными и в этой теме, я как раз хочу поговорить об одном из таких случаев и главное о том, как была решена проблема.
После покупки электрического вело у одного частного мастера, его обладатель быстро заприметил, что пробег на одном заряде не соответствует заявленным данным. «Высокотехнологичное» средство передвижения в режиме помощи преодолевало 40 километров, а на газе — около 20 километров. Предприимчивый же мужчина, при покупке озвучивал совсем другие показатели: 60 и 40 километров соответственно. Конечно, при такой постановке вопроса, нужно было сразу предъявить претензии «фокуснику», однако это оказалось проблематично, по причине удалённости — велик покупался в другом городе.
Стартовал новый сезон — оборудование и вовсе отказалось функционировать: ручка акселератора то срабатывала, то нет. Владелец электробайка пытался решить проблему собственными силами, однако положительного результата так и не возымел. По ходу дела выяснилось, что неприятность таилась в дефектной электрической проводке, а конкретно, за зимний период успели окислиться контакты.
Сам вело — складывающийся Stels с силовым агрегатом от Bafang. Аккумуляторная батарея на 48 V размещена на багажнике и помещена в сумку. Кстати сказать, велосипедиста «нагрели» и на ней: заявленная ёмкость — 16 Ah, фактическая — 9,8 Ah.
Дисплей модели KT-LCD3 был повреждён при перевозке и райдер задумал подвергнуть его замене собственным силами. На руле, по левую сторону, расположились клавиши сигнала и активации света.
По правую сторону, дислоцируются «курок» газа, а также пульт манипулирующий дисплеем. Ручки тормоза оснащены датчиками.
На кабеле электромотора уже имеется разъём, что чуть упрощает нашу миссию, ведь не понадобится напаивать разъём на силовой агрегат.
Управляющее устройство (контроллер) KT36/48ZWSRM-SLS02G может осилить напряжение 36 V и 48 V, и максимальный ток 25 A.
Итак, стартуем с того, что отсоединяем от управляющего устройства все разъёмы и демонтируем его с велика. Изымаем крышку: здесь нашему взору предстают толстые фазные провода, тянущиеся к электродвижку, а также входящие провода запитки. В первом случае — это синий, жёлтый и зелёный, во втором — чёрный и красный. Там где провода входят в уплотнитель внутри контроллера, нанесено некоторое количество термоклея, который, в общем-то, должен защищать проводку от выдёргивания. Однако в нашем случае, он что есть, что нет и его непринуждённо можно снять пинцетом.
Разряжаем конденсаторы. Для этого нам нужно замкнуть контакты запитки контроллера. Далее, сбоку, отворачиваем винты, они стыкуют силовые транзисторы с корпусом.
Достаём плату контроллера. В распоряжении этой вариации девять силовых транзисторов — по три на каждую фазу электромотора.
Фиксируем на бумаге все провода, обслуживающие плату. Набросок сослужит нам добрую службу, когда будем впаивать новые проводки.
Кроме того, нам нужно зарисовать участок припайки проводов с датчиков Холла, расположенных в моторе.
Далее выпаиваем проводку и очищаем отверстия посредством оловоотсоса. Что было не тронуто: DC-DC преобразователь питания осветительного прибора (справа). Тут он не используется, так как фонарь подсоединён параллельно питанию управляющего устройства и задействуется с помощью клавиши расположенной на руле. Однако и выкидывать элемент нерезонно — он может пригодиться в будущем.
Новые проводки припаиваем глядя на наши наброски на бумаге. Около уплотнительной резинки приспосабливаем на них стяжки из нейлона, в обязанности которых входит нейтрализация выдёргивания.
В сумме получилось четыре провода. Первый с левой стороны — восьмипиновый интеграционный Julet, включающий все проводки, тянущиеся на руль. 2-й — разъём питания XT60. Для надевания защитной стеклоармированной трубки и сверху термоусадки, XT60 отпаивался и затем заново устанавливался на своё место. 3-й— трёхпиновый Julet для подсоединения датчика PAS. 4-й — провод электродвигателя.
Проводка Julet и Bafang может предложить юзеру герметичность и повышенную степень защиты, а отсюда вытекает простой вывод: на данные элементы вполне можно положиться, так как они отличаются надёжностью.
В управляющем узле, провода со всех сторон обрабатываем термоклеем, это обеспечит добавочную фиксацию и герметизацию. Вставляем плату обратно в контроллер и устанавливаем его на электрический велосипед.
Чтобы свести количество проводов к минимуму, мы пустим в ход интеграционный кабель с разъёмами Julet. Одна его сторона подсоединяется к контроллеру, а на другом конце у него разъём предназначенный для дисплея (пятипиновый зелёного цвета), тормозных датчиков (трёхпиновые жёлтого цвета), осветительного прибора (четырёхпиновый синего цвета).
Стыкуем кабель и контроллер и протягиваем проводку до руля вдоль рамы. Мы получили возможность отталкиваться от конечного положения разъёмов и определять протяжённость проводки до средств управления дислоцирующихся на руле.
После изъятия крышки ручки акселератора, нашему взору предстанет датчик Холла. Его обслуживают провода таких цветов: красный — «+», чёрный — «-», зелёный — сигнал.
Выпаиваем проводку и подвергаем кабель замене на Julet. Роль сигнального, теперь стал играть проводок белого цвета. Вздабриваем нужные места термоклеем и устанавливаем крышку обратно.
Тормозные ручки оснащены кнопочным датчиком. При воздействии на ручку замыкается пара контактов и в общем-то, должно было хватить двухпинового разъёма. Но по причине того, что на интеграционном кабеле трёхпиновый разъём, мы применим соответствующий ответный разъём.
При замыкании 2-х проводков, белого, сигнального и чёрного, «земля», контроллер получает сигнал о воздействии на орган управления тормозной системой и отключает силовой агрегат.
3-й проводок, красного цвета, у нас использован не будет, поэтому просто изолируем его. Он нужен тогда, когда на тормозах стоят датчики Холла.
После подпаивания проводков, обеспечиваем их термоклеем, сверху приспосабливаем термоусадочную трубку и прогреваем посредством фена. Клеящее вещество вытеснит воздух и по итогу образуется добротный герметичный стык, который исключает коррозию и дальнейшую порчу контактов.
А вот как был подключён осветительный прибор с интегрированным сигналом. Разъём с жёлтым и чёрным проводком подсоединяется к контроллеру, а во внутренней его части — напрямую к аккумуляторной запитке. При этом оба длинных кабеля тянулись от руля до управляющего узла.
Заглянем и во внутреннюю часть осветительного прибора. Зелёный провод — свет, красный — сигнал, чёрный — «земля».
Содержание пульта отличается крайней простотой. Две кнопочки: красная с фиксацией для активации фонаря, зелёная, с отсутствием фиксации, для «гудка».
Нам нужно отпаять от них старую проводку и присоединить новую. С четырёхпинового разъёма Julet синего цвета, который будет подсоединён к интеграционному кабелю, берём пару проводков, красного и чёрного цвета — это аккумуляторное питание.
Провод осветительного прибора нужно укоротить, по той причине, что он расположен на вилке, а это намного ближе чем устройство управления. Кабелей стало меньше, что должно положительным образом отразиться на внешности электровелосипеда. Закрепляем провода термоклеем и ставим на место крышку пульта.
Далее нужно сделать более коротким провод от датчика PAS, расположенного в кареточном узле и припаять к нему трёхпиновый Julet — он будет подсоединяться напрямую к контроллеру, который зафиксирован на раме посредством хомутов.
Укладываем проводку и закрепляем нейлоновыми стяжками. Хитросплетений электропроводки на раме явно поубавилось, а возле управляющего девайса уже нет внушительного «букета» разъёмов.
Разъём JULET
Несколько слов для тех пользователей, которые не в курсе, что такое разъём JULET. Итак, специальный разъём JULET имеет защиту от влаги и предназначен для подсоединения дисплея, ручки акселератора, а также тормозных ручек к управляющему узлу (контроллеру). JULET, если так хотите — это новое слово в разъёмах!
Изделие решает проблемы обыкновенных разъёмов, применяемых для электрических велосипедов: неудобных и больших, занимающих большой объём пространства и часто окисляющихся от воздействия влаги.
Применение новых миниатюрных и защищённых от влаги разъёмов, выполняет основную задачу электропроводки: быть надёжной, удобной и малозаметной. Толщина самого разъёма и кабеля — практически идентичная.
Разъёмы изготовлены из каучука и пластмассы, имеют позолоченные контакты. Они дают гарантию надёжного соединения и непринуждённого подключения/отключения. Маркировка в разноцветном исполнении помогает без затруднений идентифицировать требуемый разъём:
- красный = 2-pin
- желтый = 3-pin
- синий = 4-pin
- зеленый = 5-pin
Заключение
Что дала электровелосипеду новая проводка?
1. Уменьшилось количество проводов.
2. Исчезла вязанка с разъёмами около контроллера.
3. Надёжная защита соединений от влаги, что безусловно продлит срок эксплуатации электровелосипеда.
4. Возможность ускоренной замены компонентов в случае их повреждения или выхода из строя.