Полная замена проводки электровелосипеда: весь процесс, включая распайку контроллера

По мере распространения велосипедов оснащённых электрооборудованием, стало появляться большое количество мастеров разных мастей, которые предлагают услуги по электрификации велосипедов. Но в этом обстоятельстве, как оказалось, есть и некоторые недоразумения: не все «специалисты» являются добросовестными и высококвалифицированными. Услуги таких «Кулибинов» иногда бывают не достаточно качественными и в этой теме, я как раз хочу поговорить об одном из таких случаев и главное о том, как была решена проблема.

После покупки электрического вело у одного частного мастера, его обладатель быстро заприметил, что пробег на одном заряде не соответствует заявленным данным. «Высокотехнологичное» средство передвижения в режиме помощи преодолевало 40 километров, а на газе — около 20 километров. Предприимчивый же мужчина, при покупке озвучивал совсем другие показатели: 60 и 40 километров соответственно. Конечно, при такой постановке вопроса, нужно было сразу предъявить претензии «фокуснику», однако это оказалось проблематично, по причине удалённости — велик покупался в другом городе.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera.png

Стартовал новый сезон — оборудование и вовсе отказалось функционировать: ручка акселератора то срабатывала, то нет. Владелец электробайка пытался решить проблему собственными силами, однако положительного результата так и не возымел. По ходу дела выяснилось, что неприятность таилась в дефектной электрической проводке, а конкретно, за зимний период успели окислиться контакты.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-1.png

Сам вело — складывающийся Stels с силовым агрегатом от Bafang. Аккумуляторная батарея на 48 V размещена на багажнике и помещена в сумку. Кстати сказать, велосипедиста «нагрели» и на ней: заявленная ёмкость — 16 Ah, фактическая — 9,8 Ah.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-2.png

Дисплей модели KT-LCD3 был повреждён при перевозке и райдер задумал подвергнуть его замене собственным силами. На руле, по левую сторону, расположились клавиши сигнала и активации света.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-3.png

По правую сторону, дислоцируются «курок» газа, а также пульт манипулирующий дисплеем. Ручки тормоза оснащены датчиками.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-4.png

На кабеле электромотора уже имеется разъём, что чуть упрощает нашу миссию, ведь не понадобится напаивать разъём на силовой агрегат.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-5.png

Управляющее устройство (контроллер) KT36/48ZWSRM-SLS02G может осилить напряжение 36 V и 48 V, и максимальный ток 25 A.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-6.png

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-7.png

Итак, стартуем с того, что отсоединяем от управляющего устройства все разъёмы и демонтируем его с велика. Изымаем крышку: здесь нашему взору предстают толстые фазные провода, тянущиеся к электродвижку, а также входящие провода запитки. В первом случае — это синий, жёлтый и зелёный, во втором — чёрный и красный. Там где провода входят в уплотнитель внутри контроллера, нанесено некоторое количество термоклея, который, в общем-то, должен защищать проводку от выдёргивания. Однако в нашем случае, он что есть, что нет и его непринуждённо можно снять пинцетом.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-8.png

Разряжаем конденсаторы. Для этого нам нужно замкнуть контакты запитки контроллера. Далее, сбоку, отворачиваем винты, они стыкуют силовые транзисторы с корпусом.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-9.png

Достаём плату контроллера. В распоряжении этой вариации девять силовых транзисторов — по три на каждую фазу электромотора.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-10.png

Фиксируем на бумаге все провода, обслуживающие плату. Набросок сослужит нам добрую службу, когда будем впаивать новые проводки.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-11.png

Кроме того, нам нужно зарисовать участок припайки проводов с датчиков Холла, расположенных в моторе.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-12.png

Далее выпаиваем проводку и очищаем отверстия посредством оловоотсоса. Что было не тронуто: DC-DC преобразователь питания осветительного прибора (справа). Тут он не используется, так как фонарь подсоединён параллельно питанию управляющего устройства и задействуется с помощью клавиши расположенной на руле. Однако и выкидывать элемент нерезонно — он может пригодиться в будущем.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-13.png

Новые проводки припаиваем глядя на наши наброски на бумаге. Около уплотнительной резинки приспосабливаем на них стяжки из нейлона, в обязанности которых входит нейтрализация выдёргивания.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-14.png

В сумме получилось четыре провода. Первый с левой стороны — восьмипиновый интеграционный Julet, включающий все проводки, тянущиеся на руль. 2-й — разъём питания XT60. Для надевания защитной стеклоармированной трубки и сверху термоусадки, XT60 отпаивался и затем заново устанавливался на своё место. 3-й— трёхпиновый Julet для подсоединения датчика PAS. 4-й — провод электродвигателя.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-15.png

Проводка Julet и Bafang может предложить юзеру герметичность и повышенную степень защиты, а отсюда вытекает простой вывод: на данные элементы вполне можно положиться, так как они отличаются надёжностью.

В управляющем узле, провода со всех сторон обрабатываем термоклеем, это обеспечит добавочную фиксацию и герметизацию. Вставляем плату обратно в контроллер и устанавливаем его на электрический велосипед.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-16.png

Чтобы свести количество проводов к минимуму, мы пустим в ход интеграционный кабель с разъёмами Julet. Одна его сторона подсоединяется к контроллеру, а на другом конце у него разъём предназначенный для дисплея (пятипиновый зелёного цвета), тормозных датчиков (трёхпиновые жёлтого цвета), осветительного прибора (четырёхпиновый синего цвета).

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-17.png

Стыкуем кабель и контроллер и протягиваем проводку до руля вдоль рамы. Мы получили возможность отталкиваться от конечного положения разъёмов и определять протяжённость проводки до средств управления дислоцирующихся на руле.

После изъятия крышки ручки акселератора, нашему взору предстанет датчик Холла. Его обслуживают провода таких цветов: красный — «+», чёрный — «-», зелёный — сигнал.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-18.png

Выпаиваем проводку и подвергаем кабель замене на Julet. Роль сигнального, теперь стал играть проводок белого цвета. Вздабриваем нужные места термоклеем и устанавливаем крышку обратно.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-19.png

Тормозные ручки оснащены кнопочным датчиком. При воздействии на ручку замыкается пара контактов и в общем-то, должно было хватить двухпинового разъёма. Но по причине того, что на интеграционном кабеле трёхпиновый разъём, мы применим соответствующий ответный разъём.

При замыкании 2-х проводков, белого, сигнального и чёрного, «земля», контроллер получает сигнал о воздействии на орган управления тормозной системой и отключает силовой агрегат.

3-й проводок, красного цвета, у нас использован не будет, поэтому просто изолируем его. Он нужен тогда, когда на тормозах стоят датчики Холла.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-20.png

После подпаивания проводков, обеспечиваем их термоклеем, сверху приспосабливаем термоусадочную трубку и прогреваем посредством фена. Клеящее вещество вытеснит воздух и по итогу образуется добротный герметичный стык, который исключает коррозию и дальнейшую порчу контактов.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-21.png

А вот как был подключён осветительный прибор с интегрированным сигналом. Разъём с жёлтым и чёрным проводком подсоединяется к контроллеру, а во внутренней его части — напрямую к аккумуляторной запитке. При этом оба длинных кабеля тянулись от руля до управляющего узла.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-22.png

Заглянем и во внутреннюю часть осветительного прибора. Зелёный провод — свет, красный — сигнал, чёрный — «земля».

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-23.png

Содержание пульта отличается крайней простотой. Две кнопочки: красная с фиксацией для активации фонаря, зелёная, с отсутствием фиксации, для «гудка».

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-24.png

Нам нужно отпаять от них старую проводку и присоединить новую. С четырёхпинового разъёма Julet синего цвета, который будет подсоединён к интеграционному кабелю, берём пару проводков, красного и чёрного цвета — это аккумуляторное питание.

Провод осветительного прибора нужно укоротить, по той причине, что он расположен на вилке, а это намного ближе чем устройство управления. Кабелей стало меньше, что должно положительным образом отразиться на внешности электровелосипеда. Закрепляем провода термоклеем и ставим на место крышку пульта.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-25.png

Далее нужно сделать более коротким провод от датчика PAS, расположенного в кареточном узле и припаять к нему трёхпиновый Julet — он будет подсоединяться напрямую к контроллеру, который зафиксирован на раме посредством хомутов.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-26.png

Укладываем проводку и закрепляем нейлоновыми стяжками. Хитросплетений электропроводки на раме явно поубавилось, а возле управляющего девайса уже нет внушительного «букета» разъёмов.

screenshot-2020-09-20-delaem-polnuyu-zamenu-provodki-elektrovelosipeda-ves-process-vklyuchaja-raspaiku-kontrollera-27.png

Разъём JULET

Несколько слов для тех пользователей, которые не в курсе, что такое разъём JULET. Итак, специальный разъём JULET имеет защиту от влаги и предназначен для подсоединения дисплея, ручки акселератора, а также тормозных ручек к управляющему узлу (контроллеру). JULET, если так хотите — это новое слово в разъёмах!

Изделие решает проблемы обыкновенных разъёмов, применяемых для электрических велосипедов: неудобных и больших, занимающих большой объём пространства и часто окисляющихся от воздействия влаги.

connector-julet-male-female-2-900x900.jpg

Применение новых миниатюрных и защищённых от влаги разъёмов, выполняет основную задачу электропроводки: быть надёжной, удобной и малозаметной. Толщина самого разъёма и кабеля — практически идентичная.

Разъёмы изготовлены из каучука и пластмассы, имеют позолоченные контакты. Они дают гарантию надёжного соединения и непринуждённого подключения/отключения. Маркировка в разноцветном исполнении помогает без затруднений идентифицировать требуемый разъём:

  • красный = 2-pin
  • желтый = 3-pin
  • синий = 4-pin
  • зеленый = 5-pin

Заключение

Что дала электровелосипеду новая проводка?

1. Уменьшилось количество проводов.

2. Исчезла вязанка с разъёмами около контроллера.

3. Надёжная защита соединений от влаги, что безусловно продлит срок эксплуатации электровелосипеда.

4. Возможность ускоренной замены компонентов в случае их повреждения или выхода из строя.

aKa Ka3aK
Поделится: