Куда подевались электромотоциклы и скутеры средней ценовой категории — ищем среднеценовые электромопеды и анализируем ситуацию

За последние десять лет у потребителя почти исчезли сомнения в том, что электрические мотоциклы способны обеспечить такие же производительность и удобство, к которым мы привыкли, используя мотоциклы на бензине. Продажи двухколесных транспортных средств на аккумуляторных батареях растут в геометрической прогрессии. Но подавляющее большинство мотоциклистов до сих пор просто не видит смысла и возможности заменять мотоциклы с двигателями внутреннего сгорания на аналогичные транспортные средства с электродвигателями.

Harley Davidson LiveWire Del Mar

Дешёвые, «живучие» и простые в эксплуатации электрические мопеды получили широкое распространение. Сегодня ни одно вело- или байкшоу не обходится без презентации очередной ультрадорогой модели на аккумуляторной батарее от стартапа, который неизбежно исчезнет так же быстро, как и появился. Но для любого, кто предпочитает совершать покупки в среднеценовой нише рынка, на долю которой приходится подавляющее большинство продаж различных мото средств, жизнеспособных электрических вариантов пока мало. Как же так? Где же электрические байки по средней цене? Пробуем разобраться на примере анализа статистики Великобритании.

Дешевые электробайки и премиальные варианты — что есть на рынке сегодня

В данный момент на рынке Британии электрические мотоциклы представлены достаточно широко. И практика показывает, что стереотип, «электрический = дорогой», больше неактуален. На стартовом уровне вы можете приобрести совершенно новый электрический скутер равный по большинству параметров бензиновому аналогу с объемом 50 кубических сантиметров. Это может быть SuperSoco CUX или NIU MQi+Sport за 2 тысячи фунтов(~ 140 тыс. руб ). А если вы готовы пойти на еще большие компромиссы в плане лояльности к бюджетным моделям, то можете приобрести еще более дешевый вариант. Например — NIU UQiPro, всего за 1500 фунтов стерлингов(~ 105 тыс. руб ).

Куда подевались электромотоциклы и скутеры средней ценовой категории — ищем среднеценовые электромопеды и анализируем ситуацию

Хотите чего-то более похожего на полноценный мотоцикл? Это — SuperSoco TC или TSX. Каждая модель стоит по 2699 фунтов стерлингов(~ 190 тыс. руб ), в то время как бензиновый TC-Max той же фирмы с объемом 125 кубических сантиметров продается за 4249 фунтов стерлингов(~ 320 тыс. руб ). Другие 125-сильные электромотоциклы, представленные сейчас на рынке, — Horwin CR6 и Kollter ES1-S Pro — имеют цены в диапазоне 4000-5000 фунтов стерлингов(~ 280 — 350 тыс. руб.). Другие варианты электрических скутеров, включая модели от Horwin, SuperSoco и NIU, поступают в продажу с ценником, который меньше 4000 фунтов стерлингов(~280 тыс. руб).

Хотите стать владельцем «железного коня» от более известного западного бренда? Vespa Elettrica за 5095 фунтов стерлингов(~ 360 тыс. руб.) — лучший выбор для ценителей экологичного транспорта.

Ниша высококлассных электромотоциклов живет своей жизнью.

Самый примечательный представитель «крутых» электрических байков — LiveWire от Harley-Davidson, предлагающий более высокие эксплуатационные характеристики, чем у большинства моделей этой фирмы с ДВС. При мощности 105 л.с. и 116 Нм крутящего момента этот «зверь» может похвастаться ценником в 28 995 фунтов стерлингов(~ 2 млн. руб.), который подойдет далеко не каждому. В этой же лиге отдельным «эскадроном» представлен модельный ряд Energica — от Eva EsseEsse 9+ за 22 995 фунтов(~ 1,6 млн. руб.) до убедительных и сверхнадежных Zero по цене 18 990 фунтов(~ 1,3 млн. руб.) за модификацию SR/F и 19 590 фунтов(~ 1,37 млн. руб.) за SR/S. C Evolution от BMW — еще один пример того, как мейнстримовая компания уверенно выходит на электрическую сцену и представляет габаритный скутер. Но вы должны действительно хотеть иметь в своем гараже эту уникальную модель, если готовы выложить за него 14 330 фунтов стерлингов(~ 1 млн. руб).

Harley Davidson LiveWire
Harley Davidson LiveWire

Общие показатели продаж демонстрируют, что дешевые электрические модели пользуются спросом на рынке в настоящее время. В 2020 году в Великобритании было зарегистрировано 2459 новых электрических мотоциклов. Из них 1598 мотоциклов были мощностью менее 4 кВт (5 л.с.) и еще 613 байков попали в категорию «неизвестные по мощности». Эта информация говорит о том, что это также маленькие и дешевые скутеры. Всего за 2020 год было зарегистрировано 94 электрических байка мощностью 4-11 кВт (5-15 л.с.), 58 — в классе 11-35 кВт (15-47 л.с.) и 96 — мощностью более 35 кВт (47 л.с.). Несмотря на пандемию общий рынок электробайков вырос на 51,2%.

Данные по Европе в целом показывают, что Великобритания отстает от Франции, Германии, Италии и Испании в покупке электрических байков. Общий объем продаж электрических мотоциклов в Евросоюзе в 2020 году составил 18 620 экземпляров. За тот же период в еврозоне было зарегистрировано 58 569 электрических мопедов, что составляет почти 21% общемирового рынка мопедов.

Но что же происходит в среднеценовой нише рынка электровелосипедов, скутеров и мотоциклов на аккумуляторах?

Что такое байк средней категории

Gogoro 3 ev scooter

У каждого человека своё определение доступного товара. Учитывая, что цена Harley LiveWire примерно эквивалентна среднему годовому заработку в Великобритании (до вычета налогов), очевидно, что эта модель будет слишком дорогой для большинства любителей байков.

Если взять 10 самых продаваемых байков 2019 года, средняя цена каждого в рознице составила 7756 фунтов стерлингов(~ 545 тыс. руб). Даже, если вычеркнуть скутеры из этого списка, чтобы сосредоточиться исключительно на полноценных электромотоциклах, то средний показатель вырастет только до 9829 фунтов стерлингов(~ 690 тыс. руб). Стоимость самого дешевого электробайка в топ-10 составила 5499 фунтов стерлингов(~ 390 тыс. руб). Самый дорогой электроаккумуляторный представитель в топ-10 имеет цену 14 415 фунтов стерлингов(~ 1 мнл. руб). В этом ценовом диапазоне и происходят покупки, которые можно отнести к средненишевым по стоимости.

Чтобы считаться электрическим мотоциклом среднего класса, машина должна отличаться улучшенными эксплуатационными характеристиками по сравнению, например, со 125-кубовыми аналогами, представленными на рынке. Например, максимальная скорость 110 километров/час по шоссе является обязательным требованием для электрических моделей среднего класса. И это в то время, как все предложения бензиновых моделей в среднеценовой категории имеют показатель 160 километров/час.

Есть ли на рынке что-нибудь, работающее от аккумулятора, что соответствует критериям байка среднего класса? При поиске того, что доступно в Великобритании, самым близким было бы что-то вроде Zero’s FXS за 11 850 фунтов стерлингов(~ 830 тыс. руб). Но покупатель должен быть как минимум преданным сторонником электробайков или экологичных средств передвижения, чтобы уплатить такую цену за 44-сильный мотоцикл, который развивает скорость 136 километров/час.

Воплощением идеала мотоцикла в средней категории является нечто вроде Honda CB650R за 7299(~512 тыс. руб.), а его производительность с 94 л.с. вполне сопоставима с чем-то вроде производительности Harley LiveWire за 28,995 (~ 2 млн. руб).

Почему так сложно сделать электрический мотоцикл по средней цене

Куда подевались электромотоциклы и скутеры средней ценовой категории — ищем среднеценовые электромопеды и анализируем ситуацию

Немногие компании так глубоко вовлечены в разработку новых моделей, как Ricardo. Это британская инженерная фирма, основанная Harry Ricardo в 1915 году. Сегодня это одна из самых влиятельных компаний среди инженерных, экологических и стратегических консультационных фирм, которые нанимают ведущие производители для помощи в разработке новых моделей с двигателями внутреннего сгорания и с электрическими трансмиссиями.

Пол Этеридж —руководитель по стратегии и развитию бизнеса в подразделении мотоциклов компании «Рикардо». Ниже представлены фрагменты его интервью о состоянии рынка электрических мотоциклов и о том, почему модели среднего класса так медленно выходят на рынок.

«Если оглянуться на историю, то мототехнологии отстают от автомобильных как минимум на десять лет», — сказал он. — «Такие вещи, как катализаторы и впрыск топлива, технологии ABS, переменное время срабатывания клапанов и DCT мотоциклы переняли у автопрома. Их не разрабатывали специально для мототехники. И такой перенос технологий с автоконструкций на мотоциклы стал возможен только благодаря постепенному изменению законодательства».

«Причины, по которым мотоиндустрия развивается медленнее, чем хотел бы потребитель, просты. Большая часть инвестиций в технологические инновации делается в автомобильном секторе, где и так уже достаточно средств для проведения исследований и разработок. Мототехнологии могут только использовать их и адаптировать под свои особенности».

«В качестве примера возьмем впрыск топлива. Изначально эта технология использовалась для совершенствования автомобильных двигателей. Постепенно эту методику стали применять на трансмиссиях тяжелых мотциклов, затем в конструкциях легких моделей, так как детали для реализации впрыска становились более доступными в нужных размерах. Конструкция мотоциклов со временем улучшилась благодаря совершенствованию технологии впрыска топлива. Но это улучшение было следствием развития технологии впрыска, а не ее причиной».

«Сейчас в транспортном секторе в целом наблюдается «зеленая волна». Мотоциклисты хотят присоединиться к эко-движению и приобрести электрические мотоциклы, потому что они экологичны. Но электробайки все же не могут сравниться с бензиновыми мотоциклами по ряду причин. Несмотря на то, что за последние несколько лет технологии аккумуляторного питания и энергообеспечения быстро усовершенствовались (о чем свидетельствуют показатели Tesla, и растущее количество предложений электрических полноприводных автомобилей на среднем рынке — таких как Kia e-Niro, Mini Electric, Honda E и VW e-Golf), перенести эту технологию на мотоциклы в 100% объеме — непростая задача».

Этеридж объясняет: «Из практики видно, что разработка хорошего электрического мотоцикла — сложная задача. Скомпоновать конструкцию с полным сохранением динамических характеристик мотоцикла трудно технологически и теоретически. Сделать хороший электрический мотоцикл, на котором приятно ездить, сложно. Я думаю, что со временем эти транспортные средства будут иметь совсем другие характеристики, чем мотоциклы с двигателем внутреннего сгорания. Людям придется адаптироваться к этим изменениям. Работа с этими проблемами, возможно, является реальной причиной того, что мы видим такие мотоциклы, как Harley LiveWire. Это машина, которая, возможно, не предназначена для того, чтобы приносить прибыль фирме, а является ценным источником инженерной и производственной информации.

Куда подевались электромотоциклы и скутеры средней ценовой категории — ищем среднеценовые электромопеды и анализируем ситуацию

Есть ли спрос?

«Если вы построите дом, в нем обязательно кто-нибудь поселится». Эта старинная истина теряет свою актуальность, когда речь заходит о разработке и успешном выпуске на рынок нового байка. В истории мотоциклов было множество амбициозных машин, которые не смогли привлечь достаточное количество покупателей, чтобы их производитель смог заработать хоть какие-то деньги.
Чтобы добиться успеха, электрические мотоциклы должны иметь массу достоинств, а в ультра-конкурентной средней части рынка это сделать особенно сложно.

«На наш взгляд, электробайки нужны для маленьких пригородов. Но, конечно, вы можете сделать очень хороший аккумуляторный супермотоцикл, если у вас есть покупатели с большими деньгами», — объясняет Этеридж. «Эти мотоциклы могут быть невероятно быстрыми, с полным крутящим моментом от нулевых оборотов и т.д. Так что перспектив для работы много». Но в средней ценовой категории на данный момент спроса просто нет. Основные OEM-производители (а мы знаем и тесно сотрудничаем с большинством основных OEM-производителей) говорят, что они не готовы реально инвестировать в электрификацию своего автопарка до тех пор, пока не будут уверены в спросе».

Чтобы стимулировать этот спрос, фирмы-производители электробайков должны будут достичь некоторых практически нереализуемых целей. Они должны будут создать электрический байк с характеристиками самых дорогих моделей, имеющихся в продаже в настоящее время, но продавать их по ценам, которые смогут конкурировать с ценами массово продающихся моделей байков с двигателями внутреннего сгорания.

Пол Этеридж сказал: «Мотоциклы среднего класса, как правило, являются более адаптированными для отдыха. Ограничения электрической версии по параметрам объясняют, почему спрос на них недостаточно высок. Мотоциклы с двигателем внутреннего сгорания овеяны легендами. Мотоциклистам нравится внешний вид, звук и ощущения от работы двигателя. Это привлекает, и этого не хватает в электрических мотоциклах». Преимущества электрификации не перевешивают недостатки электробайков — стоимость, потенциальные динамические ограничения, вызванные тяжелой батареей, и пр. Это мешает развитию данного типа продукта на рынке. Но ситуация изменится в лучшую сторону, хоть это и займет некоторое время».

Куда подевались электромотоциклы и скутеры средней ценовой категории — ищем среднеценовые электромопеды и анализируем ситуацию

Среднеценовые электробайки, которые планируются к выпуску в ближайшем будущем

На данный момент можно выделить несколько компаний, выпускающих электрические байки, которые могли бы расширить аудиторию пользователей за счет увеличения мощности аккумуляторов.
Наиболее примечательными моделями являются такие, как грядущий RevoNEX от Kymco, который обещает максимальную скорость 204 км/ч и ориентирован на привлечение внимания гонщиков. Модель будет оснащена механизмом дополнительного взаимодействия шестиступенчатой механической коробки передач и обычного сцепления, хотя ни то, ни другое на самом деле не требуется на электрическом мотоцикле. Цена, конечно, будет иметь решающее значение для успеха RevoNEX, и есть четкие указания на то, что она будет выше той, которую мы привыкли видеть на ценниках изделий тайваньской фирмы. Производство RevoNEX будет проходить в Италии, а не на Дальнем Востоке. Целевая аудитория новой модели — состоятельные европейские покупатели. Отсюда и решение делать байки на западных промышленных мощностях вместо того, чтобы доставлять их из Тайваня.

Недавно CFMoto представил в Китае свой электрический мотоцикл 300GT-E, который должен иметь мощность, сравнимую с мощностью 300-кубового бензинового аналога.

BMW представил почти серийный концепт-байк CE-04, который, как ожидается, появится в шоу-руме в конце этого года. BMW также зарегистрировал в качестве торговой марки ряд моделей электрических мотоциклов, которые, похоже, будут продаваться как отдельная линия моделей ‘DC’, зеркально отражающая концепт Vision DC Roadster с 2019 года.

Yamaha также, похоже, идет по проторенной дорожке. EC-05 уже продается на Тайване, и концепт-байк 2019 E01 тоже скоро будет поставляться на потоке.

Honda идет по тому же пути, что и PCX Electric, хотя недавно она подала несколько патентов на электрический мотоцикл 125 СС-класса, похожий на CB125R.

Однако, на рынке электрических мотоциклов остается несколько вопросов без ответа. В том числе это вопросы о том, какое сочетание производительности, диапазона и цены будет необходимо, чтобы получить признание в качестве мейнстримовой модели. Скорее всего, эти показатели будут значительно отличаться в разных частях мира. 100-мильный скоростной диапазон может быть достаточным для гонщиков из Европы, но этого будет недостаточно для того, чтобы такая модель получила широкое признание, например в США. Появление механизма высокоскоростной зарядки также может преобразовать рынок, сделав дальность поездки меньшей проблемой и открыв поле для использования меньших по размеру и весу батарей, которые можно легко и быстро зарядить.

Еще одной головоломкой для производителей является скорость, с которой развиваются новые технологии. Средний возраст мотоцикла в Великобритании составляет 15 лет. На каждый мотоцикл приходится около семи сделок на рынке подержанных байков. Лишь одно удерживает покупателей от того, чтобы потратить свои с трудом заработанные деньги на новый электрический транспорт. Покупатель знает, что технологии быстро совершенствуются, и их современный, супердорогой электрический мотоцикл может морально устареть к тому моменту, когда они захотят его продать.

Это вполне может стать причиной полного изменения модели собственности, к которой мы привыкли. С большой вероятностью после достаточного усовершенствования электробайки будут сдаваться в аренду, что позволит их регулярно модернизировать по мере совершенствования технологий. В конце концов пользователь должен будет оформлять аренду через приложения. Такие схемы аренды уже используются в сфере проката электронных скутеров и самокатов в нескольких частях Великобритании.

Пол Этеридж говорит, что производители вполне осведомлены об этом:

«Сейчас происходит реальная смена моделей собственности, особенно в таких местах, как Индия. Вместо того, чтобы покупать, люди будут арендовать».

Это касается не только мотоциклов, но и всего остального — потокового воспроизведения музыки, фильмов по запросу и пр. Существует реальная тенденция к появлению компаний, предлагающих мобильность как услугу. Пользователю будут предоставляться транспортные средства в аренду в комплексе для поездок даже в один конец. Это означает, что общий спрос снизится, но транспортные средства будут использоваться гораздо интенсивнее. Компании заинтересованы в том, чтобы понять принцип работы будущих сервисов, предоставляющих мобильность в аренду. Им необходимо сделать это прежде, чем инвестировать во множество новых продуктов, которые, возможно не продадутся в полном объеме».

Куда подевались электромотоциклы и скутеры средней ценовой категории — ищем среднеценовые электромопеды и анализируем ситуацию

Есть ли будущее у гибридных мотоциклов

Схема аренды байков может вытеснить с рынка реализаторов электрических транспортных средств. Но следует помнить, что основное удовольствие пользователь получает от факта и процесса владения мотоциклом. Возможность модифицировать мотоцикл, настроить его подвеску по своему вкусу или даже просто сидеть и смотреть на него в гараже — все это исчезает, если рынок захватят сервисы по аренде транспорта.

Однако, с учетом диапазона стоимости и эксплуатационных ограничений электоциклов, возникает один вопрос. Может ли гибрид, который сочетает в себе бензиновый двигатель с электрическим двигателем, стать ступенькой на пути к созданию экологичных высокопроизводительных байков?

В автомобилестроении гибриды уже проложили путь для электрических трансмиссий даже на самой вершине рынка.

«Что действительно продавалось на рынке суперкаров, так это — гибридизация», — говорит Этеридж, — «Возьмите 700-сильный McLaren, закрепите на нем несколько электромоторов, и вы получите 900-сильный McLaren. Это настоящий бонус для того, кто хочет и может позволить себе такую машину. Они получают весомый, усовершенствованный продукт, а не просто электрическую замену тому, что у них уже есть».

Может ли этот же принцип сработать и для усовершенствования байков? Ситуация здесь не так проста.

Пол Этеридж объясняет: «Мы инициировали пару проектов по гибридизации мотоциклов. Но это довольно сложно, потому что приходится компоновать не один двигатель, а два. Но у гибридного мотоцикла могут быть и свои преимущества благодаря особенностям конструкции. Может быть в конструкции скутера немного больше места, чтобы упаковать в нее гибридную систему. Тяжелый мотоцикл тоже подходит для гибридизации, так как предназначен для приключенческих видов спорта. Из создания байков-гибридов можно извлечь реальную пользу, так как приключенческий спорт популярен, и в нем используется транспорт, в конструкцию которого часто внедряются новые технологии. Если взять, скажем, BMW GS или что-то в этом роде с большим двигателем, высокой производительностью и массой технологических инноваций, то единственный реальный способ вставить «гибрид» в эту конструкцию — сделать двигатель меньше.

«Уменьшение и усиление были приоритетами развития автомобильных технологий в течение многих лет. В ситуации внедрения гибридных двигателей усиление происходит за счет электрического двигателя. Таким образом, вы уменьшаете комплектацию двигателя внутреннего сгорания, оставляя место для электрического двигателя, и дополняете двигатель внутреннего сгорания электрической мощью. Вы получаете ту же производительность плюс возможность использовать транспорт на электродвигателе в условиях города без риска загрязнять окружающую среду. Может быть, вы также сможете ввести в конструкцию двухколесный привод. Это была бы настоящая инновация. Также гибридный двигатель решает и проблему дальности поездок на чистом электричестве».

Конкурентоспособные электрические мотоциклы уже на пороге, но не стоит торопить будущее

Итак, каковы общие перспективы появления и распространения на рынке недорогих, высокопроизводительных электрических байков, которые смогут все, что могут бензиновые мотоциклы?
Такие модели появятся, и в этом нет сомнений. Но это будет медленный процесс, который может быть ускорен только в том случае, если правительства по всему миру вмешаются и простимулируют производителей.

Именно это происходит сейчас в сфере производства четырехколесного транспорта. В связи с тем, что страны Европы и части остального мира, объявили о планах запретить продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (запрет должен вступить в силу в Великобритании в 2030 году), переход на использование гибридных и полностью электрифицированных автомобилей ускорился. Сегодня мы видим, как ведущие бренды-изготовители пытаются запустить в производство электромобили, в том числе и такие, которые по цене и характеристикам близки к паритету со средними бензиновыми или дизельными моделями.

Для производителей мотоциклов, наверное, это хорошая идея. Как только сравнительно обширный рынок автомобилей перейдет на электроэнергию, барьеры на пути к развитию электрических байков рухнут. Будет создан оптимальный механизм для зарядки или замены батарей. Улучшится технология зарядки аккумуляторов и моторов, повысится скорость зарядки и снизятся цены.

А пока наслаждайтесь бензиновыми байками — они будут сохранять первенство в спросе еще достаточно длительное время. А когда придет время и электрические модели станут лучше, чем мотоциклы, замена произойдет гармонично и безболезненно.

Поделится в: