В России приняли ГОСТ для электросамокатов, гироскутеров и моноколес

В России утвердили новый ГОСТ для электросамокатов, гироскутеров и моноколес. Теперь они не должны развивать скорость выше 25 км/ч, а также устройства нужно будет оснастить системами автомотического замедления в парках. Документ уже утвержден и с 1 февраля 2023 года он вступит в силу, об этом Росстандарт рассказал «Известиям».

В Минпромторге считают, что введение новых правил должно повысить безопасность использования таких транспортных средств. Однако цены на устройства могут значительно подняться в связи с новым ГОСТом, считают эксперты. В крупнейших кикшеринговых сервисах заявили, что их электросамокаты уже отвечают требованиям принятого стандарта.

к

ГОСТ вводит требования на ограничение максимальной скорости в 25 км/ч с возможностью определения местоположения ЭСИМ (электронные средства индивидуальной мобильности), что позволит существенно повысить безопасность граждан. Стандарт гармонизирован с международным стандартом EN 17128-2020, — рассказал «Известиям» замглавы Минпромторга Альберт Каримов.

Кроме того, ГОСТ предусматривает функцию автоматического замедления в парках, а также электросамокат и батареи или аккумуляторы должны быть спроектированы и сконструированы таким образом, чтобы исключить любой риск возгорания и механического повреждения.

Новый стандарт повысит уровень безопасности, с этим согласен заместитель генерального директора Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института Сергей Аникеев, а также сам глава Росстандарта Антон Шалаев.

Новый стандарт послужит эффективным инструментом повышения безопасности и комфорта как водителей средств, так и окружающих людей, — сказал Шалаев.

Pasted 34 660x365 - В России приняли ГОСТ для электросамокатов, гироскутеров и моноколес

Ранее правительство уже вносило изменения в правила дорожного движения, ограничив скорость электронных средств индивидуальной мобильности до 25 км/ч. Теперь эту норму официально утвердили и с 1 марта 2023 года она заработает. В случае нарушения нормы, нарушителей будут штрафовать на 800 рублей, а при езде на ЭСИМ в состоянии алкогольного опьянения — на 1-1,5 тысячи рублей.

В случае, если водитель ЭСИМ будет мешать дорожному движению или собьет человека, причинив вред его здоровью легкой или средней тяжести, штраф составит до 1,5 тыс. А если вред окажется тяжким или пострадавший погибнет, в силу вступит уже Уголовный кодекс.

Подобные штрафы будут применимы в случае, если мощность двигателя устройства меньше 250 Вт, добавили в МВД. Если мощность выше — электросамокат можно приравнять к мопедам и мотоциклам, для управления которыми уже нужны водительские права.

В мае, когда правительство хотело ограничить скорость электросамокатов, моноколес и гироскутеров до 25 километров в час, предлагались и другие функции, например, «пешеходный режим», который не допустит езду свыше 6 км/ч в пешеходных зонах и парках.

Кроме того, обсуждалось и управление электрическими средствами индивидуальной мобильности. Предлагалось сделать так, чтобы мотор на этих устройствах запускался только после «двух независимых и разнородных действий преднамеренного характера». Таким образом, помимо нажатия ручки «старта», нужно будет нажать еще дополнительную кнопку.

Pasted 35 660x365 - В России приняли ГОСТ для электросамокатов, гироскутеров и моноколес

Что касается оснащения, в устройства предлагали внести светоотражатели, такие как фонари и фары. Также были рассмотрены размеры устройств и маркировка, которая должна содержать информацию о названии производителя и мощности, а также максимальной допустимой массы.

По итогам девяти месяцев 2022 года в России произошло 838 ДТП с участием электронных средств индивидуальной мобильности, в которых 19 человек погибли и 870 пострадали. Отмечается, что по сравнению с 2021 годом этот показатель сильно прибавил.

Один такой случай, когда на владельца электросамоката наехал внедорожник был зафиксирован в мае 2021 года. Тогда Верховный суд России признал электросамокаты транспортным средством после судебного разбирательства, в ходе которого истец пытался оспорить положение Правил дорожного движения, позволяющее отнести электросамокаты к транспортным средствам. В итоге ему было отказано в иске, а соответствующее положение наоборот признали законным.

Иск подавал владелец внедорожника, который насмерть сбил владельца электросамоката в подмосковных Химках. На водителя автомобиля завели дело, в ходе которого он может получить пять лет лишения свободы. Из-за чего истец и пытался доказать в суде, что электрические самокаты нельзя считать транспортным средством, так как для управления им не требуются водительские права.

После представитель Генеральной прокуратуры заявил, что электрические самокаты способны развить такую скорость, которая позволяет отнести их к транспортым средствам, однако, из-за неэффективных тормозов они могут быть опасы для жизни. Погибшей от водителя авто владел электросамокатом Dualtron Ultr, который может набрать скорость аж до 85 км/ч.

ultra 2 - В России приняли ГОСТ для электросамокатов, гироскутеров и моноколес

Вернемся с ГОСТу, сейчас он носит лишь рекомендательный характер, однако, это может стать первой ступенью к формированию обязательного технического межгосударственного регламента, считают в сервисе кикшеринга Urent.

Также в Российском институте стандартизации отметили, что стандарты ГОСТ используют при госзакупках, то есть заказчики должны ссылаться на ГОСТ, если он существует. Там отметили, что за первые девять месяцев 2022 года заказчики применили ссылки на ГОСТы в 68% закупок, а в 2021-м — в 62%.

По мнению заведующего кафедрой конкурентного права РАНХиГС Андрея Тенишева, соответствие ГОСТ может стать знаком качества товара. Однако установка GSM/GPS систем автоматического снижения скорости с SIM-картой может значительно поднять цены на электросамокаты, считает руководитель Центра индивидуальной мобильности Михаил Денисов.

Pasted 36 660x365 - В России приняли ГОСТ для электросамокатов, гироскутеров и моноколес

Также власти должы будут позаботиться над тем, чтобы ЭСИМ в определенных зонах ехал медленнее. Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге есть обозначения таких зон, правда к ним подключены только прокатные самокаты.

Представители крупнейших кикшеринговых сервисов «Яндекс Go», Urent и Whoosh уже заявили, что их электросамокаты соответствуют требованиям нового ГОСТа. В Urent отметили, что новые требования достаточно строгие, но в целом адекватны.

92048b19d22337c369d67eff076059d5?s=250&r=g&d=mm - В России приняли ГОСТ для электросамокатов, гироскутеров и моноколес
Поделится: