Американские и европейские стандарты зарядных станций, типы разъёмов

В этой теме я привёл типы зарядных устройств, а теперь, настало время более подробно разобраться в стандартах данного оборудования, так как несмотря на то, что электромобили массово выпускаются уже более десятка лет, к единому стандарту производители так и не удосужились прийти. Конкретно, речь пойдёт об американской и европейской классификации, также, я скажу несколько слов о Tesla Supercharger, ну и конечно же, нельзя не затронуть тему типов разъёмов, ведь всё это имеет неразрывную связь между собой.

Содержание:

• Американская классификация зарядных станций.
• Европейская классификация зарядных станций.
• Зарядка Tesla Supercharger.
• Типы разъёмов.
• Better Place: быстрая замена АКБ.

Американская классификация зарядных станций

510e226e - Американские и европейские стандарты зарядных станций, типы разъёмов

Первые стандарты подобного оборудования были приняты в Америке, и там они подразделяются на три уровня с приставкой Level.

Level 1. Под зарядки стартового уровня подпадают обычные системы, которые имеют схожесть с бытовыми зарядниками работающими на переменном токе. Посредством таких приспособлений, за 60 минут можно зарядить электрокар до уровня, который обеспечит двадцать-сорок километров пробега. Большинство электромобилей заряжаются от первого Level за 8-12 ч.
Level 2. Эти зарядные устройства подключаются к стандартной электросети, а по скорости они примерно вдвое быстрее чем агрегаты Level 1. Усреднённое время полной «заправки» аккумуляторной батареи — 4-6 ч. Именно на втором уровне находится большая часть нынешних американских зарядников.
Level 3. На третьем уровне расположились быстрые зарядки прямого тока: 480 V/135 kW. В странах ЕС такое встречается редко, а предназначена данная аппаратура главными образом для электрокаров Тесла, накопитель которых зарядится на 80% всего за 30-40 минут.

Европейская классификация зарядных станций

8eb26ae4 - Американские и европейские стандарты зарядных станций, типы разъёмов

В Новом Свете свои правила, а вот старушка Европа предпочла деление не по уровням, а по режимам — всего их четыре.

Mode 1. Это станции предлагающие самый низкий показатель мощности, они могут запитываться от бытовой электросети. В данном режиме электротранспорт будет заряжаться 10-12 ч. Mode 1 схож с заокеанским Level 1 и практически не используется для зарядки современных электрокаров.
Mode 2. В такой режим входит стандартное оснащение переменного тока, применяемое как в быту, так и на заправочных комплексах. Mode 2 пригоден почти для любых электромашин, с традиционным соединителем и защитой интегрированной в кабель. Обычный автомобиль на электротяге можно «заправить» за восемь часов.
Mode 3. Троечкой обозначается наимощнейший режим зарядников с переменным током. Он имеет совместимость с соединителями Type 1 (SAE J1772) — для 1-фазных цепей и Type 2 — для 3-фазных. Продолжительность зарядки имеет весьма широкий временной диапазон: от нескольких минут, до трёх-четырёх часов.
Mode 4. Данная скоростная аппаратура использует уже прямой ток. Ёмкость накопителя среднестатистического электромобиля, восстанавливается на восемьдесят процентов за полчаса, однако у этих приспособлений имеется и весьма существенный недостаток — высокая себестоимость.

Зарядка Tesla Supercharger

8462c763 - Американские и европейские стандарты зарядных станций, типы разъёмов

Это отдельный тип, который приблизительно соответствует самым мощным американским электрическим заправкам третьего уровня. Используется только для моделей марки «Tesla». Аппаратура способна зарядить аккумуляторную батарею на половину всего за двадцать минут, а, чтобы довести её до 80-процентной зарядки, понадобится сорок минут ожидания. Оставшиеся 20% заряда наберутся за 35-40 мин. Максимальная мощность Tesla Supercharger — 135 kW постоянного тока.

Типы разъёмов

a84dd842 - Американские и европейские стандарты зарядных станций, типы разъёмов

Далее мы переходим к стандартам разъёмов, разбираться в которых необходимо каждому обладателю электрокара, ведь машины от разных производителей оборудуются своими вариациями соединителей и может так случиться, что попутная электрозаправка не будет располагать адекватным оборудованием. Конечно, таких недоразумений вполне реально избежать: для этого созданы специальные веб-ресурсы и мобильный софт. Они помогут пользователю узнать точный адрес электрозаправки и виды стандартов, которые там поддерживаются. Иногда доступна цена на услуги и отзывы клиентов.

Европейские производители автомобилей на электрической тяге, чаще внедряют в свои изделия CHAdeMO и Mennekes, а вот в Соединённых Штатах, в ходу IEC Type 1 и CCS Combo. КНР имеет свои стандарты, японцы также некоторое время применяли отдельную разновидность. Причина такого разнообразия проста: каждая компания была уверена в том, что именно её тип соединителя и зарядного приспособления выйдет в лидеры в гонке технологий. Но к сожалению, такая соревновательная деятельность негативным образом сказалась на любителях экологии, особенно в тех ситуациях, когда нужна скоростная зарядка, а не от обычной бытовой розетки.

Производители учли пожелания владельцев электрокаров и приняли соответствующие меры: в США появились девайсы совместимые с евростандартами, а в Старом Свете, в свою очередь, устройства, к которым имеется возможность подключить электрическое авто с разъёмом типичным для Америки или КНР.

На сегодняшний день, фирмы заняты разработками одного общего стандарта, который должен будет заменить китайский GB/T, а так же европейский «Чадемо». Кроме того, Тесла имеет намерение производить свои модели X и S оснащённые соединителями, которые соответствуют китайским зарядным комплексам.

Но, ближе к делу…

Type 1 (J1772)

cfa96ee1 - Американские и европейские стандарты зарядных станций, типы разъёмов

В 2009-ом году ассоциация SAE разработала и внедрила в эксплуатацию соединитель с пятью контактами стандарта J1772. Его предназначением была зарядка электромобилей от сети переменного тока 220 V. Максимальная мощность для данного разъёма — 7,2 kW.

В конце 2012-го года, с целью дальнейшей унификации, разработчики представили модернизированный разъём стандарта J1772. Данное приспособление устроено таким образом, что есть возможность заряжать батарею прямым либо постоянным током, либо обоими видами одновременно. Как и старый соединитель, новая модификация имеет в своём распоряжении те же пять штырьков, однако теперь компанию им составляет штепсель для постоянного тока. Эти технические преобразования дают возможность подключаться старым электрокарам к обновлённым терминалам без переоснащения.

Первое время, J1772 применялся только за океаном и в Японии, но до 2016-го года было произведено некоторое количество европейских моделей с этим разъёмом. Видоизменённый стандарт даёт возможность подзаряжать накопители с применением мощности 90 kW и 240 kW, сила тока при этом, достигает показателя 450 A и 600 A соответственно.

Type 2 (Mennekes)

76571629 - Американские и европейские стандарты зарядных станций, типы разъёмов

С начала 2013-го года был установлен новый стандарт соединителей для электрокаров. Его называли либо Type 2, либо Mennekes. Второе название присвоили в честь фирмы, которая разработала этот разъём. В Европе Меннекес является стандартным и самым популярным типом.

Для 1-фазной сети, предельная мощность — 7,4 kW, для 3-фазной (380 V) — 43,5 kW. В Штатах существует ещё модифицированная вариация Type 2, дающая возможность заряжать модели Тесла с мощностью 120 kW.

CHAdeMO

bc63b820 - Американские и европейские стандарты зарядных станций, типы разъёмов

«Чадемо» — это стандарт быстрой зарядки принятый в 2010-ом году и поддерживаемый такими автомобильными компаниями как Ниссан, Митсубиши, Субару, а также Тойота. Мощность зарядных систем постоянного тока — 50-200 kW, а аккумуляторная батарея заряжается на восемьдесят процентов всего за полчаса.

В 2018-ом году, «Ассоциация CHAdeMO» обнародовала информацию о внедрении нового протокола CHAdeMO 2.0, дающего возможность заряжать транспортные средства на электротяге с мощностью до четырёх сотен кВт. Подобный технический манёвр призван в значительной степени сократить время зарядки, ведь на данный момент мощность большинства электрических заправок не выходит за пределы 50 kW.

CCS Combo

670a6683 - Американские и европейские стандарты зарядных станций, типы разъёмов

А это основной соперник CHAdeMO на территории Европы: универсальный стандарт соединителей для скоростной зарядки. Первая генерация может «переваривать» мощность до 80 kW (400 V), следующая — до 350 kW (до 1000 V). Стандарт в ходу с 2012-го года, когда восемь крупных автопроизводителей договорились между собой о внедрении в модели своих машин электрических соединителей CCS Combo.

«Комбо» может заправлять АКБ различными способами:

• посредством бытовой зарядки — медленно;
• посредством специального разъёма — быстро;
• посредством внешнего прибора — ещё быстрее.

Стандарт радует поклонников экологически чистой техники тем, что его можно подсоединять к обычным сетям.

GB/T

fffa722e - Американские и европейские стандарты зарядных станций, типы разъёмов

Данный разъём предназначен только для рынка КНР, хотя на территории Америки и Европы, всё же встречается сопоставимое зарядное оборудование. Разрабатывался он с начала 2010-го года, параллельно с первыми серийными электрокарами из Поднебесной, а за основу был взят порт Type 2. По внешнему виду GB/T напоминает Меннекес, однако при этом, они не совместимы, поэтому потребуются другие зарядные системы.

К 2020-му году, ассоциация CHAdeMO совместно с китайским Советом по электричеству, запланировала выпуск машин с единым типом электрического соединителя, который будет иметь полную совместимость с предыдущими стандартами. Способности нового порта впечатляют: поддерживаемая мощность — до девятисот (!) kW, сила тока — до шестисот (!) A. Батарея среднего электрокара будет заряжаться до 80% за пятнадцать минут!

Better Place: быстрая замена АКБ

ffa74515 - Американские и европейские стандарты зарядных станций, типы разъёмов

Данная разработка в своё время довольно настойчиво рекламировалась, однако на данный момент, она скорее всего не имеет будущего. Проект поддержали лишь Дания и Израиль, а вот из автопроизводителей, на поддержку задумки откликнулся только Рено. Суть идеи такова: разработчики хотели организовать сеть станций, где электрокарам не нужно было подзаряжаться, а вместо этого, севший накопитель просто менялся бы на свежезаряженное изделие. Ни за океаном, ни в Европе, эта затея не получила одобрения по экономическим причинам. Производители же автомобилей на электрической тяге, не захотели принимать участие в Better Place из-за технических несостыковок: первое — переход на «Беттер Плейс» требует внести в конструкцию АКБ некоторые изменения, в чём компании абсолютно не заинтересованы, второе — оборудование для быстрой замены накопителя, повлечёт за собой увеличение массы электрокара. Помимо этого, в хитроумной системе применяется собственный разъём и иные величины напряжения.

Заключение

Как говорится — каждому своё! Обладателям современных автомобилей оборудованных электрической тягой желательно разбираться во всех этих нюансах, иначе недоразумений просто не избежать. Производители не особо торопятся найти между собой общий язык и выйти на выгодное всем решение, ну а потребители, из-за этого, естественно, испытывают дискомфорт. Однако, данные вопросы решаются и вполне можно надеяться на то, что в ближайшем будущем ситуация изменится к лучшему.

aKa Ka3aK
Поделится: