Хорош ли электробус как замена троллейбусу?

На примере московского общественного транспорта и его развития в последние несколько лет можно оценить перспективы электробусов в городах с климатом примерно как у Москвы.

Внедрение электробусов в московскую транспортную сеть происходило резко. Одновременно с этим город старался избавиться от нависших над улицами троллейбусных проводов, борясь за чистое небо. Троллейбусы исчезали с улиц Москвы в многократно большем количестве, чем на них появлялись автобусы с электрическим двигателем. Поэтому электробусы совсем не приблизились к замене троллейбусов, вместо которых на маршруты выходили коптящие и шумные дизельные автобусы.

Дороговизна электробусов, их зависимость от зарядных станций и проблемы с эксплуатацией замедляют насыщение ими транспортного парка города.

Проблемы электробусов

Среди главных недостатков электробусов, помимо их цены, которая в несколько раз превосходит стоимость современного троллейбуса, выделяются нестабильная работа в условиях холода и использование дизельного обогрева.

Аккумуляторы электробусов способны быстро заряжаться, но от извечных проблем литиевых батарей с плохой устойчивостью к морозам они не избавлены. В холодные дни множество машин оказывались не способными продолжать маршруты, а часть из них вовсе не выходили на рейсы.

С обогревом за счет сжигания дизельного топлива в электротранспорте вообще ситуация парадоксальная. Уже при +5 в салоне необходимо поддерживать комфортную для пассажиров температуру, а в электробусах ЛиАЗ-6274 и КАМАЗ-6282 за отопление отвечает дизельная печка. Вводить в транспортный парк полностью электрические автобусы планируют к концу 2021 года, а пока действующие электробусы оказываются куда менее экологичными, чем превосходившие их по численности в пару раз троллейбусы Москвы.

Стоимость современных электробусов все еще остается высокой даже для Москвы, чей бюджет сопоставим с ресурсами куда более чистых и прогрессивных мегаполисов, а то и превосходит их богатство. По состоянию на конец лета 2021 года в московском транспорте насчитывается свыше 700 электробусов. Это не покрывает и наполовину троллейбусный парк, который так быстро убрали из города, прикрываясь громадными надписями «Это электробус» на бортах редких новинок.

На фоне того позора, что запредельно шумные и грязные тракторы «Беларус» все еще используются как городская коммунальная техника в мегаполисе с гигантским бюджетом, от внедрения электробусов даже должного пиара не получилось.

Источник фотографии mos.ru

Перспективы электробусов

Усовершенствованные модели с электрическим отоплением могут в полной мере называться электробусами и расцениваться как замена троллейбусу. Однако вопрос утилизации отработанных батарей и устранения неполадок из-за холода остается открытым.

В роли магистрального транспорта электробусы эксплуатируются уверенно, ведь за счет выделенных полос и верно расставленных зарядных станций можно избежать ситуаций с непредвиденной разрядкой.

Чем раньше город поймет, что путь приоритетного развития экологичного общественного транспорта на примере европейских городов неизбежен, тем легче будет проходить плановое построение эффективной транспортной сети с учетом пассажиропотока, размещения сервисных станций и связи с другим транспортом, как метро и городские электрички. В ином случае проблемы с пробками, выхлопами, неправильной парковкой будут решаться так же слабо, как в переполненных машинами с ДВС городах Африки, Азии, Ближнего Востока и Южной Америки.

Пунктуальный, чистый и комфортный электрический общественный транспорт станет доступной альтернативой для тех, кто переходить на электромобиль еще не готов, как и пользоваться средствами индивидуальной мобильности круглый год.

Как транспорт ближайшего будущего для городов без дефицита бюджета электробусы хороши. Другое дело, что ухудшать и без того плачевную экологическую ситуацию за счет громадных трат из бюджета не следует. Даже как первый шаг на пути внедрения электробусов в транспортную систему мегаполисов московский пример выглядит плохо. Он станет показательным кейсом для желающих использовать чужой опыт.

aKa Ka3aK
Поделится: