Почему революция электромобилей может занять больше времени, чем ожидалось

MIT Technology в одном из своих последних отчетах предупреждает, что электромобили не смогут сравняться по стоимости с бензиновыми автомобилями до тех пор, пока они используют литий-ионные батареи (на данный момент эта технология хранения энергии, которая используется в большинстве не только электромобилей, но и почти всех современных потребителях в электронике).

Вероятно, потребуется еще одно десятилетие, чтобы просто устранить разницу в затратах на срок службы между категориями транспортных средств.

На данный момент электромобили при покупке дороже своих бензиновых собратьев при одинаковом оснащении. Но потом они начинают отыгрывать разницу в цене при эксплуатации за счет более дешевой электрической энергии в сравнении с углеводородами и почти отсутствующих затратах на расходники. Однако в несложной связке «Электромотор – Аккумулятор» есть слабое звено – аккумуляторная батарея, имеющая очень малый срок службы и ресурс по сравнению с другими частями авто как электрических, так и бензиновых. Таким образом «отслужившая свое» батарея при замене снова «загонит в минус» владельца электрокара.

Некоторые оптимисты в своих исследованиях пришли к выводу, что электромобили могут достичь паритета цен с бензиновыми в течение следующих пяти лет до 2025 года.

Однако в отчете MIT прогнозируется более затяжной период выравнивания цен. Что в свою очередь потребует от правительств стран продления субсидий или принятия более действенных мер для удержания спроса на электромобили и сокращения загрязнения климата.

Проблема заключается в том, что устойчивое снижение стоимости литий-ионных аккумуляторов, которые питают электромобили и на которые приходится около трети их общей стоимости, вероятно, замедлится в течение следующих нескольких лет, поскольку они приближаются к нижней границе своей стоимости, которая определяется стоимостью сырья и материалов.

По некоторым оценкам, нынешние литий-ионные аккумуляторы стоят от 175 до 300 долларов за киловатт-час. Ряд исследователей прогнозировали стоимость таких батарей ы районе 100 долларов США за кВтч к 2025 году или раньше. «100 долларов за киловатт-час» многие считают «магическим числом», при котором электромобили и транспортные средства, работающие на газе (и тем более на бензине), достигнут паритета стоимости владения без всяческих субсидий в отношении электротранспорта. Дальнейшее снижение стоимости будет только улучшать привлекательность электротранспорта.

Но достижение порогового значения в 100 долларов к 2030 году потребует, чтобы материальные затраты оставались неизменными в течение следующего десятилетия, в период, когда ожидается резкий рост мирового спроса на литий-ионные аккумуляторы, отмечается в исследовании MIT «Insights to Future Mobility». По прогнозам, к тому времени затраты, вероятно, упадут только до 124 долларов за киловатт-час. В этот момент «общая стоимость владения» между категориями будет примерно одинаковой, учитывая дополнительные расходы на топливо и обслуживание транспортных средств, работающих на бензине.

Электромобиль с минимальным пробегом «по-прежнему будет стоить на тысячи долларов больше, чем сопоставимый автомобиль, работающий на жидком топливе во многих районах», — говорится в докладе. Преодоление разрыва в общей стоимости владения было бы серьезным шагом для электромобилей, однако средний потребитель очень чувствителен к первоначальному ценнику.

Таким образом создание ощутимого превосходства электромобилей возможно только при переходе на другие, более дешевые, технологии хранения электрической энергии, либо при появлении технологий, значительно удешевляющих создание и использование литий-ионных аккумуляторов. Этого можно достичь либо удешевлением производства таких аккумуляторов, либо значительным увеличением их срока службы и ресурса.

aKa Ka3aK
Поделится: