Стоит ли покупать литиевые аккумуляторные батареи китайского производства для электровелосипеда?
Нынешние рынки просто перенасыщены самой разнообразной продукцией китайского происхождения. Причина этому проста — доступность! Однако кто из нас хоть раз в жизни не приобретал китайскую «цацку», которая иногда просто разваливалась в руках или тухла, или зависала намертво по ходу далеко не самой интенсивной эксплуатации? Такова к сожалению реальность: за доступную себестоимость китайского товара, приходится расплачиваться качеством, которое может дать о себе знать в любой момент и очень печально, если этот самый момент, окажется очень неподходящим. В статье я хочу пролить свет на очень даже злободневный вопрос — стоит ли приобретать литий-ионные аккумуляторы китайского происхождения для электробайка (особенно на китайских веб-ресурсах) в комплекте с двигателем либо без и чем это чревато, для наивного среднестатистического любителя велосипедных покатушек на высокотехнологичных девайсах?
Устройство литий-ионного аккумулятора
Для полной картины происходящего стоит сделать уточнения по устройству Li-ion батареи. В состав данного девайса входят несколько литий-ионных элементов соединённых между собой проводником. В теме мы будем обсуждать АКБ состоящие из элементов питания 21700, 18650 и т. п., которые схожи с батарейками формата AA, только по размерам они больше. Кроме того, накопители такого типа обладают самой большой плотностью электроэнергии на единицу массы и по этой самой причине, больше всего годятся для монтажа на вело оборудованное силовым агрегатом мощностью до 1000 W. Это устройство не требовательно к повышенным токам отдачи и такие легковесные но ёмкие накопители, в распоряжении которых невысокие токовые параметры (данное обстоятельство имеет отношение к бюджетным среднетоковым батареям) в большей мере приспособлены для таких средств передвижения.
В гаджетах в среднем находится 40-120 и даже больше составляющих 18650. Чем больше данных элементов содержится в структуре накопителя, тем более требователен девайс к их качеству и к их соединению между собой. В аккумуляторе разработчики применяют параллельную разновидность соединения, обеспечивающую суммарную ёмкость и последовательную, которая позволяет суммировать напряжение.
Внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи
Знаете что на самом деле является в аккумуляторе самым важным? Ни вольтаж, ни ёмкость и даже ни её номинальный и максимальный токи! Самой важной характеристикой является внутреннее сопротивление накопителя! Чем меньше этот показатель, тем больший ток он сможет отдавать без разрушительных для себя последствий. В то же время, если сопротивление оказалось чрезмерно высоким, будет иметь место и повышенный нагрев при отдаче тока, а это приведёт к разрушительным последствиям внутри АКБ. Здесь можно привести аналогию с продуктами, которые при высоких температурных режимах просто портятся.
Нормальный температурный режим использования аккумуляторной батареи близок к 25 градусам и чем больше он будет соответствовать оптимальным значениям, тем дольше можно эксплуатировать накопитель без потери его изначальных характеристик.
Общее внутреннее сопротивление АКБ складывается из таких составляющих:
- сумма внутреннего сопротивления каждого элемента 18650 входящих в её состав;
- сопротивление соединительной шины, она же никелевая лента, посредством которой элементы стыкуются друг с другом;
- сопротивление контактов никелевой ленты с элементами;
- также сопротивление увеличивают такие детали как плата балансировки, проводка соединяющая АКБ с контроллером и кроме того, контакты данной проводки с накопителем.
Из всего этого проистекает вполне логический вывод: в состав качественной аккумуляторной батареи должны входить только качественные элементы, шины, дорогостоящая балансировочная плата. Также, все эти детали должны быть крайне надёжно соединены между собой.
Внимательно рассмотрите представленное изображение! На нём приведена высококачественная конструкция, у которой сопротивление находится на минимальном уровне и у неё имеет место высокая токоотдача. Качественный сварочный контакт располагает площадью не менее 1 мм2, а сама никелевая пластина плотно прилегает к контактам накопительных элементов.
А теперь перейдём к самому интересному — почему же всё-таки не стоит приобретать аккумуляторные батареи китайского производства?
Тут весь секрет в том, что высококачественными элементами 18650 являются только изделия, выпускаемые под популярными японскими и корейскими брендами. Конечно, здесь нельзя не отметить их весьма высокую себестоимость. Только у фирменных элементов характеристики почти не разнятся между собой, поэтому нет необходимости заниматься их тщательным подбором в группы при параллельном подсоединении, чтобы добиться для каждой параллели идентичного внутреннего сопротивления.
А что мы имеем с китайцами? Чтобы на накопитель был установлен низкий ценник, его нужно собирать их аналогов выпущенных в Китае и при этом ещё должна использоваться дешёвая, а соответственно низкоквалифицированная рабочая сила. Кроме того, никто не будет тратить ресурсы на скрупулёзный подбор элементов в группы, потому как это занимает много времени и естественно — это дополнительные затраты.
Каков итог таких производственных мероприятий? Параллельные группы, а их в аккумуляторе может быть 10-20, будут подзаряжаться по-разному. Это влечёт за собой то обстоятельство, что накопитель разбалансируется за очень короткий срок даже с внедрённой балансировочной платой и утратит свою ёмкость.
Дополнительным стимулом к производству таких АКБ служит то, что осуществить проверку качества подобных устройств бывает довольно проблематично. Особенно это касается обычных юзеров, которые, как правило, не имеют под рукой измерительных спецприборов. Кроме того, разобрать такой девайс не повредив его — трудная задача. Это также значит, что потребитель точно не сможет отказаться от подобной некачественной продукции в ближайшее время. В принципе дело сделано: товар удачно спихнули, денежные средства за него получены и хороший отзыв тоже, а всё благодаря привлекательному внешнему виду. Оно и не мудрено, ведь незадачливый клиент видит только то, что снаружи, не подозревая даже о том, что внутреннее содержание батареи может со временем неприятно его огорчить.
Китайскому продавцу главное побыстрее избавиться от некачественного товара и его если честно, мало волнует, какой сюрприз преподнесёт его бракованное изделие обладателю спустя несколько месяцев эксплуатации.
Внимательно всмотритесь на предоставленное на фото произведение китайского «искусства». Отчётливо видно, что сварка никелевой лентой не отличается чёткостью, площадь контакта мизерна, сама лента слабо прилегает к контактам АКБ, а параллели состыкованы между собой только в одном месте. Всё это организовывает повышенную степень сопротивления для токоотдачи. При проведении ремонтных манёвров над данным «техническим шедевром» специалисты выяснили, что элементы 18650 не были тщательно подобраны для внедрения в группы и поэтому группы показывали разное значение сопротивления.
Масла в огонь добавляло ещё и то, что плата ВМС не имела в своём распоряжении функции балансировки. Она вообще оказалась бэушной и у неё не было некоторых деталей. Некоторые группы в процессе подзарядки получали излишний заряд, что вполне благополучно могло закончиться воспламенением такого чудо-устройства, как впрочем и всего, что его окружало. Пользователю в распоряжение которого досталась «игрушка» несказанно повезло: она пришла ему из всенародно любимого Китая стукнутой и юзер использовав её всего пару раз, решил отдать изделие в ремонт.
Заключение
Приобретая аккумуляторные батареи произведённые в Китае, вы в лучшем случае рискуете потерять свои кровно заработанные, а если вам совсем не повезёт, то можете ещё и что-то сжечь, что тоже кстати, будет за ваши же деньги. Хотя Li-ion накопители и считаются одними из самых безопасных, экспериментировать с ними в любом случае нежелательно. Отдавайте предпочтение пускай и дорогостоящим, зато проверенным производителям и тогда ваше приобретение станет действительно полезной вещью, а не головной болью.