Сооснователь компании «Яблочков» рассказал как будут развиваться зарядные станции в России

Недавно сооснователь и директор по продукту компании «Яблочков» Самвел Аветисян рассказал о стратегии развития зарядных станций в России, а также на внешних рынках.

Компания «Яблочков» — это пионер в разработке ультрабыстрых зарядных станций для электромобилей и электробусов в ЕАЭС. Компанией установлено и эксплуатируется рекордное количество зарядных станций мощностью от 120 до 300 кВт. Все инновации и разработки направлены на надёжность, модульность и простоту обслуживания зарядных систем, что позволяет достигать рекордных сроков окупаемости зарядной сети. Помимо этого, компания является резидентом «Сколково» и насчитывает 148 зарядных станций мощностью от 120 до 300 кВт. За время их работы проведено свыше 3 тысяч зарядных сессией.

По словам Самвела Аветисяня, компания планирует разрабатывать исключительно станции постоянного тока, которые способны зарядить электромобиль в несколько раз быстрее, чем «зарядки» с переменным током.

Они намного сложнее технологически, в этой нише меньше игроков, а маржинальность здесь больше за счет интеллектуальной составляющей. К тому же в России, в отличие от большинства стран, где развивается сеть электрозаправок, не соблюдается классическое соотношение 10 к 1 между станциями переменного и постоянного тока. Оно, наоборот, примерно равное. Медленными станциями мы долгое время не занимались. В декабре этого года планируем выпустить обновленную версию этого продукта.

Основным драйвером бизнеса компании считается производство зарядных станций для электробусов, так как они приносят почти 90% выручки. Зарядные станции, которые производит компания устанавливаются в Москве, которая считается лидером среди городов Европы и Америки по количеству электробусов в системе городского общественного транспорта. Соответственно, для того, чтобы сохранять лидерство Москве необходимы быстрые «зарядки» мощность которых более 150 кВт. Благодаря ним электробусы могут заряжаться за 7-12 минут. Для сравнения, в прошлом году в столице насчитывалось около 1000 электрических автобусов, в то время как в Париже или Лондоне всего около 100. Более высокие показатели по количеству электробусов только у китайских мегаполисов.

На сегодняшний день, в столице 68 однопостовых станций «Яблочков» и 34 многопостовых (на шесть зарядных портов каждая). Тем самым компания обеспечила 280 точек подключения для московских «зеленых» автобусов.

Стоит отметить, что компания уже имеет успешный опыт в Республике Беларусь. Еще три-четыре года назад жители сттраны боялись покупать электромобили из-за того, что не смогут добраться из одного города в другой. Поэтому государство, у которого образовался излишек электроэнергии от построенной в 2015 году АЭС, приняло решение развивать опорную инфраструктуру из зарядных станций. На момент 2021 года в стране установлено порядка 600 станций зарядок для электромобилей, благодаря чему за прошлый год спрос на электромобили в Беларуси вырос более чем в 4 раза.

Как уже было сказано выше, компания сфокусировалась на производстве быстрых зарядных станций. Самвел Аветисян рассказал из-за чего они решили отказаться от медленных станций:

В этой нише очень высокая конкуренция и низкая квалификация заказчиков. Как правило, они выбирают самые дешевые станции, и пока их сложно переубедить в резонности такого подхода. Я могу это списать на незрелость и неопытность — продукт все еще считается новым, и внутренние службы в компаниях, выбирающие поставщиков, не имеют нужных навыков в поиске необходимых для них станций. В частности, они просто не верят поставщикам, считая, что те хотят им продать электрозаправки как можно дороже.

Такую ситуацию мы видели не только в России, но и на рынках ближнего зарубежья. Сначала заказчики предпочитают дешевые станции, которые работают не очень хорошо или вообще не работают, а через год-два возвращаются с готовностью приобретать то, что действительно нужно, и по не самым низким ценам.

Кто же покупает зарядные станции для электромобилей? По мнению сооснователя компании, покупкой станций зарядок занимаются крупные игроки из топливно-энергетического комплекса. Они как правило обладают большими денежными средствами и имеют ресурс по всей стране.

Пока в России очень мало людей, которые истинно верят в электромобилизацию. У высшего менеджмента вроде есть стратегическое понимание перспектив этого сегмента. Но как только дело доходит до исполнителей среднего звена, рассчитывающих бизнес-модель, то все становится не так однозначно — они видят, что подобные проекты не окупаются и не приносят прибыли. В расчетах обычно две базовые неизвестные — количество электромобилей в России и конкуренция между сетями зарядных станций. Но хочется отметить, что удобных локаций для размещения станций у нас в стране не так много — все упирается в дорожную инфраструктуру и возможность подключения в конкретном месте необходимых мощностей. Поэтому кто первый займет эти места, тот и выиграет в перспективе.

Сооснователь бренда также отметил, что компания намерена выйти и на внешний рынок. «Яблочков» уже отправлял свои «зарядки» в европейские страны и ждет ответа от них. Также компания выходит на рынки стран ближнего зарубежья.

Для нас жизненно важно опираться более чем на один рынок. В России у «Яблочков» один заказчик, который формирует около 70% всех продаж. При бизнес-модели, где в приоритете являлась бы только наша страна, отсутствие одного из двух заказов в год означало бы прекращение деятельности всей компании. Весь остальной объем рынка просто не может дать ту же самую выручку. Конечно, при таком сценарии можно не закрывать компанию, но и о росте следует забыть — остаться маленьким предприятием с небольшим оборотом, выпуская 10-30 станций в год. Но в долгосрочной перспективе эта стратегия не сработает.

Что касается собственного производства компании, «Яблочков» имеет свое программное обеспечение и собственную конструкторскую документацию. Объемы производства у бренда большие, в какой-то момент даже были очереди на их продукцию, поэтому дела у компании обстоят хорошо.

Также Самвел Аветисян рассказал, почему зарядных станции достаточно часто выходят из строя. По его мнению — «Это все еще новое оборудование, которое достаточно нагружено».

К тому же все гонятся за дешевизной. Приходится констатировать, что пока еще не сформировалась культура сервисного обслуживания. Если условно раз в месяц приезжать к станции на полчаса для профилактического осмотра, то она вообще не будет выходить из строя. Но такая практика еще не стала нормой для заказчиков.

В Европе, например, клиенты уже готовы заплатить дороже за станцию, которая будет реже выходить из строя. Для них допустимо, если суммарно в течение года станция простаивает около одной недели. То есть им важно, чтобы исправности устранялись в первые 24 часа.

Помимо этого, бывают разные случаи. Бывает, что станции перестают работать из-за плохого производства, а бывает, когда сами пользователи вредят ей. Например, в ходе эксплуатации клиенты не чистят воздушные фильтры, хотя в документации на это четко указывается.

Разумеется, компания расчитывает и на поддержку со стороны государства. Радует, что в России сейчас активно занялись развитием зарядной инфраструктуры. Благодаря помощи со стороны государства, количество зарядных станций по всей стране будет активно расти. А вместе с этим и количество «зеленых» машин.

Первоначальной, по моему мнению, должна быть поддержка покупателей зарядных станций — они создают рынок и спрос. Сейчас сложились условия для развития российских производителей, которые стимулируют к развитию местных поставщиков комплектующих. А параллельно с этими процессами начнет расти и рынок электромобилей, где также необходима поддержка покупателей и производителей. И надеюсь, что разработанные в России меры поддержки со временем будут корректироваться.

Также хотим напомнить, что компания «Яблочков» выиграла грант Фонда содействия инновациям в размере 30 млн рублей на разработку многопостового ультрабыстрого комплекса для зарядки электромобилей. По его условиям, компания должна до конца 2029 года продать многопостовых комплексов более чем на 2 млрд рублей.

По словам генерального директора «Яблочков» Алексея Моторенко, первый комплекс будет произведен и установлен в Санкт-Петербурге в 2024 году, а после планируется начать серийный выпуск зарядных хабов и производить около 20 штук в год.

 

Источник: sk.ru

 

92048b19d22337c369d67eff076059d5?s=250&r=g&d=mm - Сооснователь компании «Яблочков» рассказал как будут развиваться зарядные станции в России
Поделится: