В России предложили зафиксировать стоимость электроэнергии для зарядки электротранспорта. Что думают эксперты?

Российская компания «Моторинвест», которая занимается производством электромобилей Evolute, предложила зафиксировать стоимость электроэнергии для зарядки электротранспорта на ближайшие годы на уровне 8 рублей за 1 кВт/ч. На сегодняшний день, себестоимость электроэнергии в регионах в основном выше 8 рублей, а цены на ЭЗС доходят до 25 рублей. Об этом пишет «КоммерсантЪ».

Как говорят участники рынка, такую инициативу можно реализовать только за счет субсидий. В свою очередь эксперты считают обоснованной господдержку сегмента на столь раннем этапе развития. Впрочем, ранее «Моторинвест» предлагал ввести квоты в 10% на закупку электромобилей в такси и каршеринги, однако, не встретил понимания у потенциальных партнеров.

Свои предложения о введении фиксированной цены на зарядку коммерческого электротранспорта и обязательной квоты на электромобили в 10% от закупок машин в парки такси и каршеринга «Моторинвест» озвучил на совещании в Минэкономики в конце 2022 года. Однако в компании никак не прокомментировали свои идеи, а в Минэкономики сообщили, что они прорабатываются.

Pasted 22 640x480 - В России предложили зафиксировать стоимость электроэнергии для зарядки электротранспорта. Что думают эксперты?

Участники рынка говорят, что сейчас стоимость 1 кВт/ч на публичных ЭЗС намного выше — 15-25 рублей. Гендиректор «Ситидрайв» Эдуард Мингажев отмечает, что компания «приветствовала бы инициативу закрепить цену на уровне 8 рублей за 1 кВт/ч. Однако в компании считают, такая стоимость зарядки выглядит «слишком оптимистичной» с учетом роста тарифов на электроэнергию и инфляции.

Для обслуживания большого парка важнее скорость и доступность ЭЗС,— считает Эдуард Мингажев.

Если зарядка будет дешевой, но долгой, мы не сможем оперативно выводить автомобили на линию.

А вот что касается второй идеи «Моторинвеста» о введении квоты в 10% на закупку электромобилей в такси и каршеринги, в «Ситидрайве» ее не поддерживают:

При выборе автомобилей мы смотрим на спрос и интерес пользователей, экономическую целесообразность.

Если компания готова поддерживать отрасль такси льготными тарифами на электромобили в течение нескольких лет — это будет хорошей альтернативой для пополнения действующих парков партнеров,— считают в компании.

Идея обязательного квотирования электромобилей в парках кажется «Ситимобилу» «преждевременной», поскольку пока отсутствует достаточный опыт использования таких машин. Такого же мнения придерживается «Яндекс.Такси». Они отмечают, что в условиях общего дефицита автомобилей квотирование в пользу отдельных производителей или типов транспорта может создавать «дополнительную нагрузку на парки». Сервис видит потенциал в электромобилях, но для их внедрения «важны благоприятные условия, включая конкурентные цены на электроэнергию».

Pasted 23 640x480 - В России предложили зафиксировать стоимость электроэнергии для зарядки электротранспорта. Что думают эксперты?

Как сообщает один из крупных операторов России Punkt E, который владеет 165 ЭЗС, компании, занимающиеся зарядными станциями, закупают электроэнергию по тарифам от 6 до 10 рублей за 1 кВт/ч. Отмечается, что в большинстве регионов тариф выше 8 рублей, а цена зарядки не может равняться закупочной цене на электроэнергию.

По данным «Коммерсанта», в 30 регионах России конечная цена электроэнергии для коммерческих потребителей на низком напряжении превышает 8 рублей за 1 кВт/ч, а в 19 регионах составляет 7-7,9 рублей. В Punkt E добавили, что для того, чтобы снизить цену зарядки до предлагаемой с учетом операционных расходов на содержание и амортизацию ЭЗС, потребуются субсидии. Кроме того, для такси и каршеринга необходимы мощные станции на 150 кВт, а розничный тариф на них составляет до 20 рублей.

Pasted 24 640x480 - В России предложили зафиксировать стоимость электроэнергии для зарядки электротранспорта. Что думают эксперты?

Впрочем, даже цена в 30 рублей за 1 кВт/ч в России, все еще остается одной из самых низких в Европе (например, в Германии, Бельгии — €0,69 за 1 кВт/ч), считает оператор ЭЗС Green Drive.

В компании отмечают, что тариф 8 рублей за 1 кВт/ч лишает операторов зарядных станций прибыли, поскольку бизнес становится убыточным. И даже тариф Green Drive в 20 рублей за 1 кВт/ч вне зависимости от региона считается низкомаржинальным.

В «Россетях» отмечают, что таксопарки и каршеринговые компании при переводе автопарков на электротранспорт смогут загрузить зарядную инфраструктуру на 60–70%.

Pasted 25 640x480 - В России предложили зафиксировать стоимость электроэнергии для зарядки электротранспорта. Что думают эксперты?

Тогда себестоимость зарядки будет существенно снижена, что повлечет за собой уменьшение тарифов и гарантирует окупаемость проектов по установке ЭЗС в среднесрочной перспективе,— поясняют в компании.

Сейчас цена зарядки на ЭЗС «Россетей» от региона к региону составляет 15–25 рублей, но для корпоративных клиентов предусмотрены «специальные условия».

Ну и как считает автоэксперт Владимир Беспалов, если в тариф на ЭЗС закладываются инвестиции, то он, очевидно, не может без субсидирования равняться себестоимости. Развитие электромобилей необходимо, в том числе региональным властям, поэтому имеет смысл обсуждать государственные субсидии. В долгосрочной перспективе стоимость самих электромобилей будет снижаться, а спрос на инфраструктуру расти, тогда и можно будет отказываться от поддержки сегмента.

 

92048b19d22337c369d67eff076059d5?s=250&r=g&d=mm - В России предложили зафиксировать стоимость электроэнергии для зарядки электротранспорта. Что думают эксперты?
Поделится: