Эксперт рассказал как будут развиваться электромобили в России и назвал во сколько обойдется производство собственного электромобилестроения
Профессор Высшей школы бизнеса ВШЭ Михаил Аким поделился своим мнением касаемо развития электромобилей в нашей стране. А также назвал во сколько обойдется производство отечественного электромобилестроения.
Прогнозы о том, что доля электромобилей на российском рынке будет расти темпами, которые обозначены в Стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2035 года, выглядят маловероятными, — считает эксперт.
Крайне ограниченный размер рынка не может позволить распыляться между разными технологиями и направлениями. В мире не сохранилось независимых автомобильных компаний, которые могли бы выпускать конкурентоспособную продукцию при масштабах производства до 200-500 тыс. Таким образом, рост производства до 15% или до 217 тысяч штук в год к 2030 году представляется несколько неправдоподобным.
По мнению профессора, рост электромобилей в России будет определяться большим количеством социально-экономических факторов.
В странах, не обладающих собственными запасами нефти и активно развивающих ВИЭ, распространение электромобилей, очевидно, предопределяется возможностью сокращения затрат на нефтепродукты, уменьшением зависимости от поставщиков нефти и, конечно, задачами экологизации при возможности сокращения затрат на уровне потребителя.
В случае российского рынка первые две задачи не актуальны, так как страна является крупнейшим производителем нефти и нефтепродуктов, а сокращение затрат для потребителя будет определяться доступностью электромобилей, — отметил Михаил Аким
Также эксперт отметил, что для развития электромобилей в нашей стране потребуется создание дорогостоящих зарядных станций для них. Михаил считает, что для ряда регионов с учетом российских расстояний и географической специфики это может быть ограничивающим фактором.
Что касается цены, по мнению эксперта, для того, чтобы наладить массовое производство электромобилей потребуется потратить в десятки раз больше тех сумм, которые выделяются в настоящее время.
Китай, к примеру, инвестировал не менее 60 миллиардов долларов в поддержку индустрии электромобилей и продвигает амбициозный план по переходу на полностью электрические или гибридные автомобили к 2035 году.
Европа и США также инвестировали в разработки изделий и компонентов сопоставимые суммы. Для России, выходящей на этот рынок позже данных игроков, достижение конкурентной позиции потребует и аналогичных вложений десятков миллиардов долларов, — считает профессор
Также эксперт отметил, что экспорт электромобилей на рынки «дружественных» стран почти невозможен из-за присутсвия там Китая, который благодаря своим инвестициям стал там безусловным лидером.
На разработку одной модели электромобиля требуется около 50 миллиардов иен (455 миллионов долларов) при наличии платформы и компонентной базы. Согласно Стратегии, «поддержка НИОКР в автомобилестроении и производстве автомобильных компонентов осуществлялась в рамках общеотраслевых инструментов, не превышая 1,5–2 млрд рублей в год», то есть 25-30 миллионов долларов, что в десятки, а может быть, сотни раз отличается от того, что требуется для создания собственных электромобилей.
Источник: Regnum