АКБ: как подвергнуть замене, сколько стоит, где купить, как сдать и что с ней дальше происходит?

Аккумуляторная батарея электромобиля является самым дорогостоящим компонентом транспортного средства и в то же время, самым «беспокойным» для его владельца местом. Можно много чего рассказать о данном элементе, а конкретно в этой теме, я хочу пролить свет на такие вопросы:

  • Можно ли отремонтировать аккумулятор электрокара и как подвергнуть его замене?
  • Какова себестоимость новой аккумуляторной батареи?
  • Где можно приобрести новую аккумуляторную батарею?
  • Куда сдавать отработавшую свой срок батарею и что с ней происходит дальше?

Можно ли отремонтировать аккумулятор электрокара и как подвергнуть его замене?

original.jpg

Конечно, заменить батарею можно на любой машине оборудованной электрической тягой, однако, подобный технический манёвр не является таким же простым, как к примеру замена батареек в обыкновенном пульте дистанционного управления. Замена АКБ процесс сложный, больше похожий на монтаж компьютерного оснащения, когда мероприятие заключается не только в подключении девайса к шлейфам и разъёмам, но ещё и в необходимости установки самых разных драйверов. После установки накопителя, он должен преодолеть согласование и регистрацию посредством софта бортового компьютера.

По этой причине, у обладателя электрокара не получится по-быстрому снять АКБ с одного электрического транспортного средства и установить её на другое. Тут нужно знать, что делаешь, поэтому без помощи специалистов, рядовому владельцу просто не обойтись. Кроме того, разные модели электрокаров имеют отличия в аккумуляторах: разные разъёмы либо крепления. Реально, взять накопитель от одного электромобиля и впихнуть его в другой — довольно трудоёмко.

Замену накопителя есть резон осуществлять в случае, когда падение его ёмкости достигло критических значений — водитель замечает значительное сокращение запаса хода на одном заряде. Серьёзно задумываться над заменой данного оборудования нужно только после восьми лет его эксплуатации, когда пробег начнёт сокращаться на 20-30% ежегодно. Таким образом, сверх популярный во всём мире электрокар Ниссан Лиф, оборудованный Б/У накопителем, способен предложить пробег на одном заряде 100-120 км от изначальных 160 км.

Однако может случиться ситуация, что автомобиль попал в аварию и получил механическое повреждение батареи, тогда её тоже придётся пускать под замену. В принципе, механические повреждения АКБ, если конечно не считать ДТП, на электрокаре — явление довольно редкое.

Кроме того, отдельно стоит упомянуть, что нынешние АКБ есть возможность менять блоками, то есть, подвергать замене только те ячейки, которые являются битыми и уже перестали работать. Данное обстоятельство в значительной степени удешевляет эксплуатацию автомобилей на электрической тяге и упрощает ремонт системы.

Какова себестоимость новой аккумуляторной батареи?

234834april.jpg

Не так давно, по официальным данным, 24-киловаттная батарея для Ниссан Лиф затягивала на 4-5 тыс. долларов, а за накопитель которым оборудована Tesla Model S, вам придётся выложить 10-20 тыс. долларов. Цена зависит от ёмкости аккумулятора и его кондиций.

Однако стоимость подобной продукции довольно изменчива: так, например в 2011-ом году, цена одного блока накопителя равнялась 660 $. Если брать в расчёт тот факт, что в структуру АКБ входит 48 блоков, то за всю батарею придётся выложить 32 тыс. баксов.

В 2016-ом году в Украине такие блоки реализовывались по цене до ста долларов — это 5 тыс. долларов за накопитель модели Лиф. В 2015-ом же году, за блок просили 150 $. АКБ Тесла, приобретённая в розницу по блокам в 2016-ом году, тянула на 15 000-20 000 $: один составляющий элемент оценивался в сумму около 1 000 $, а их нужно было набрать 16 штук.

Сегодня есть возможность сэкономить на приобретении новой батареи, воспользовавшись для этого услугами продавцов Б/У техники. Однако окончательную себестоимость товара покупатель может узнать только у конкретного продавца. Но к радости клиентов, имеет место тенденция падения стоимости аккумуляторов.

Где можно приобрести новую аккумуляторную батарею?

forschungsfoerderung-fuer-batterien-1200x800-99fc7abc3356eb7b.jpg

В том случае, если у вас имеется потребность в приобретении нового накопителя для вашей электрической машины, то можно выбирать место, для осуществления покупки: это могут быть официальные продавцы, а может быть и знаменитый американский интернет-аукцион «еВау». Каждый из подходов обладает своими преимуществами и недостатками. Когда вы решаетесь на самостоятельное приобретение электробатареи, то вам не придётся переплачивать за услуги продавцов, но в этом случае, нельзя быть на сто процентов уверенным в качестве покупки. А вот когда дело доходит до приобретения запчастей в официальных точках продаж, то там сотрудники подберут клиенту наиболее подходящую для его модели электрокара батарею, а кроме того, дадут гарантию на неё. Однако в этом случае, приобретение выйдет вам более дорогостоящим.

Куда сдавать отработавшую свой срок батарею и что с ней происходит дальше?

А вот это действительно очень большой вопрос и начнём мы со сдачи батареи владельцем в утиль.

Итак, вот ваш агрегат установленный на Tesla отслужил свои положенные десять лет верой и правдой. Что делать дальше незадачливому владельцу престижного американского электрокара? Ищем ближайший пункт приёма отработавших своё Li-ion АКБ и отправляемся туда с накопителем. Для тех кто не знает, скажу: батарея установленная на Tesla Model S P85 обладает массой в 550 килограмм, на 400 из которых приходятся эти самые аккумуляторные ячейки типоразмера 18650 производства Panasonic, 100 кг весит корпус изготовленный из алюминия, а на оставшиеся 50 приходятся полимерные шины жидкостного охлаждения, BMS-платы и другие медные принадлежности.

Будем брать цену на вашей приёмке из расчёта 1 килограмм батареек 50 руб. и из этого получаем профит в 20 тыс. руб. за сами ячейки, плюс ещё немного за алюминиевый корпус, платы и медные детали. И собственно всё: на этом ваш вопрос, куда девать старую АКБ можно считать полностью решённым. Свои денежки вы получили и теперь ими вы сможете оплачивать работу специалистов, устанавливающих новенькое изделие на вашу Теслу.

2april.png

Всё вышеперечисленное относится не только к Tesla, но и к любому другому автомобилю оборудованному электрической тягой.

Наша служившая верой и правдой «батарейка» сдана в утиль, а что же с ней будет происходить дальше?

3april.png

1. На приёмке мастера займутся разборкой электробатареи, дабы отделить составляющие накопителя: алюминиевую раму, пластик, электронику, а также собственно литий-ионные ячейки.

2. После сортировки, алюминий будет добавлен к лому алюминия, так же поступят и с остальными элементами АКБ: их отправят «к своим».

3. Отработавшие свой ресурс ячейки батареи, являются ценным источником лития, а себестоимость самого лития — довольно высока. Кроме того, его мировые запасы не бесконечны. Естественно, по этой самой причине, маловероятно, что кто-то позволит вам выбросить литий просто так на свалку. Пункт приёма, который принял у вас материал, в обязательном порядке перепродаст его оптовикам, выставляя им более высокую цену. На этом собственно и строится весь бизнес. Далее настаёт очередь оптовиков, которые по ещё большей цене спихнут эти «потухшие» батарейки предприятию по переработке Li-ion АКБ, дислоцирующемуся на территории КНР. Почему не продадут в Россию? Ответ прост: в РФ отсутствует собственное производство литий-ионных аккумуляторных батарей, а вот в Китае таких мощностей целое полчище.

4april.jpg

4. Далее батарейки проходят специальную обработку на конвейере, где они будут разобраны, затем извлечена из них вся отработанная химия, отделён ценный литий, а также медная и алюминиевая фольга. Кроме того, будут отделены углерод и мембрана. Все эти отработавшие свой ресурс элементы будут очищены соответствующим образом, переплавлены и запущены в recycling. Таким образом, производственная мощность создаёт из старых батареек сырьё для производства новой продукции.

5. Полученное сырьё поставляется на предприятие производящее точно такие же, новые ячейки для аккумуляторных батарей.

Имеют место самые разные перспективные направления, одним из которых является утилизация аккумуляторных батарей. Но тут возникает вопрос: а что собственно являет собой утилизация подобного оборудования? Фактическое уничтожение довольно дорогого комплектующего, уже не пригодного для использования на электрокаре, но ещё вполне пригодного для применения в менее требовательной сфере? А как же ещё можно с пользой применить оставшийся у накопителя ресурс?

Ведущие мировые автопроизводители предлагают такой вариант утилизации АКБ: использование их в бытовых системах накопления энергии от альтернативных источников. Проще говоря, они применяются в роли батарей для накопления энергии, которая вырабатывается солнечными панелями и ветряками.

Ещё одним вариантом утилизации, который начали воплощать в реальность некоторые фирмы, является организация предприятий для хранения, переработки, а также ремонта Б/У накопителей. На данный момент такой проект уже реализован концерном БМВ, однако в скором времени должен открыться завод подобной направленности, построенный Рено.

Заключение

Как видим, подвергать замене аккумулятор не такое уж и простое занятие и если хотите чтобы всё прошло гладко, вам не обойтись без помощи хорошо знающих своё дело специалистов. В то же время, батарею можно менять не целиком, а только блоки вышедшие из строя. Конечно, накопители для электромобилей на данный момент дешевизной похвастать не могут, однако имеет место тенденция к снижению их цены. Приобрести АКБ можно как самостоятельно, к примеру на «еВау», так и в специализированных магазинах, где с выбором вам помогут продавцы, естественно подобрав самый оптимальный вариант, но, тут придётся несколько переплатить за покупку. Ну а тема утилизации отработавших свой ресурс батарей весьма обширна и не проста, но сразу видно, что прогресс не стоит на месте и всё уже поставлено на поток. Так что, можно не беспокоиться: в будущем с аккумуляторами всё будет хорошо!

aKa Ka3aK
Поделится: