Электрокары в России: настоящее и будущее

Обсудим, что мы имеем на сегодня и как дальше будет развиваться «электромобилизация» в российских условиях.

Содержание:

  • Электрические автомобили наступают?
  • Техническая специфика, как сдерживающий фактор популяризации EV в России.
  • Реальная экологичность EV под вопросом.
  • Самые популярные электромобили на вторичке.
  • Перспективы развития инфраструктуры для электрокаров.

Электрические автомобили наступают?

Электрокары в России: настоящее и будущее

За первые 6 месяцев 2021 года продажи электрических легковушек по всему миру достигли 2,65 млн единиц, обогнав показатель первой половины 2020-го на 168%. В России же инфраструктура и рынок e-cars сейчас пребывают в зачаточной стадии развития.

Большинство российских граждан смотрят в сторону электромашин на вторичке, так как ценники новеньких изделий для них слишком высоки. Если брать данные AVITO Авто за 2-й квартал 2021 года, то в среднем, EV на вторичном рынке обойдётся счастливому любителю экологии в сумму 699 тыс. руб.

Число сделок по приобретению новых электрокаров не позволяет говорить о взрывном росте продаж «электричек» в РФ. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за первое полугодие 2021-го посредством официальных дилеров в России было продано 554 электромашины. В целом же, доля транспортных средств на альтернативном топливе у нас в стране не превышает 3%.

Но ситуация стала потихоньку меняться. Россияне начали активнее покупать электрифицированные авто на вторичке. Данные всё того же Авито Авто говорят о том, что на рынке подержанных автомобилей потребительский спрос на EV за 1-е полугодие 2021-го взлетел на 124% по сравнению с 1-м полугодием 2020-го, а предложение за тот же период выросло на 129%.

Вторичка предлагает более широкий ассортимент моделей электрических машин и более привлекательные условия покупки, ведь средняя цена «электрички» на рынке подержанных авто, как уже было сказано выше, составляет 699 тыс. руб. Кстати сказать, в 2019-ом в российской линейке новых EV числилось только 8 моделей, а в 2020-ом она расширилась до 15.

Ценник на подержанную Tesla Model S — 3 124 000 руб., за новьё же любителю престижной «зелёной» техники придётся отдать около 8 млн руб. При этом, очень часто бывает так, что новые машины бронируют на заказ и томятся в ожидании доставки несколько месяцев.

Техническая специфика, как сдерживающий фактор популяризации EV в России

Электрокары в России: настоящее и будущее

Технические особенности средств передвижения на электротяге оказывают непосредственное влияние на темпы распространения экологически чистого транспорта в РФ.

Наши климатические условия создают некоторые препятствия для функционирования Li-ion аккумуляторов, оптимальный температурный режим работы которых находится в диапазоне +10…+20 градусов.

Литий-ионные источники питания ставятся на подавляющее число современных электромобилей, поэтому адаптация батарей для эксплуатации в более суровом климате потенциально могла бы убыстрить распространение EV на российских просторах.

Отдавая предпочтение электрическому средству передвижения, обладателям нужно помнить о том, что срок службы Li-ion аккумуляторов составляет около 8-10 лет и в общем, зависит от условий эксплуатации. Из этого следует, что каждые 10 лет, АКБ придётся подвергать полной замене.

Ещё один важный технический момент, влияющий на популярность e-cars в России — запас хода.

Так, мегапопулярный по всему миру электрокар Nissan Leaf может протянуть без «дозаправки» 180 километров, BMW i3 — приблизительно 300 км. Электромашины Tesla Model S предлагают пробег на одном заряде в пределах 335-426 километров.

Значительная часть драгоценной энергии при низких температурах будет уходить на отопление внутреннего пространства. Это может повлечь за собой значительное сокращение запаса хода, что негативным образом отражается на удобстве эксплуатации в российских условиях.

Обслуживание электрифицированного транспорта значительно отличается от обслуживания авто оснащённых ДВС. В распоряжении экологически чистой техники меньше изнашиваемых элементов. Вдобавок, у электромобилистов нет потребности регулярно заниматься заменой масла, воздушных и топливных фильтрующих элементов, что очевидно, отразится на кармане владельца наилучшим образом.

Реальная экологичность EV под вопросом

Электрокары в России: настоящее и будущее

Мнение насчёт экологической чистоты электрокаров однозначным назвать нельзя.

Компания Ricardo, профиль которой инжиниринг и разработки в автопромышленности, представила довольно интересный отчёт. В нём говорится, что производство ДВСного авто в среднем вызывает выброс в атмосферу 5,6 т эквивалента СО2, а вот для электрокара этот показатель составляет 8,8 т, из которых около 50% припадает на процесс изготовления аккумуляторов.

Однако здесь имеет место поправка: расчёты справедливы с учётом использования электрической энергии произведённой ископаемыми источниками. Возможный переброс на возобновляемые ресурсы может серьёзно сократить вредные выбросы из-за e-cars.

В целом, эксплуатация электрокара более экологична, но изготовление и утилизация Li-ion аккумуляторов по технологиям, которые применяются сейчас, негативно отражается на окружающей среде.

Самые популярные электромобили на вторичке

Электрокары в России: настоящее и будущее

Если верить информации AVITO Авто, то любимчиком публики является вездесущий Ниссан Лиф. По результатам второго квартала 2021 года, на эту машину припадает более 75% продаж EV на рынке подержанных автомобилей.

Перспективы развития инфраструктуры для электрокаров

Электрокары в России: настоящее и будущее

В городах-миллионниках наблюдаются самые активные изменения, цель которых организация достойных условий для электромобилистов.

Ещё в 2014-ом правительство приняло программу способствующую распространению экологически чистого транспорта в РФ. В ней предписана установка зарядных станций на автозаправках. Так, в Москве и Московской области сегодня работают 126 зарядных точек, а к 2023 году их число планируют довести до 600.

Кроме безвозмездной зарядки, доступны и бесплатные стоянки для e-cars. Вдобавок, в столице приступили к оборудованию парковочных мест для авто на электротяге неподалёку от зарядных точек.

Действующие зарядки в Москве дислоцируются на муниципальных городских стоянках, предприятиях, содействующих программе развития электротранспорта, а также на автозаправочных станциях.

Коммерческие ЭЗС располагаются недалеко от жилых комплексов и БЦ. Большая часть зарядных станций на данный момент сконцентрирована внутри Третьего транспортного кольца. В «спальниках» и рядом с крупными шоссе, розеток для подзарядки электрического авто намного меньше.

Что касается других регионов, то количество зарядок там пока ограничено. К примеру, в Питере можно найти 53 точки, в Новосибирске — 32, в Ижевске — 35. Всего же на территории РФ их числится около 250.

Вторая проблема — малое количество сервисов занимающихся ремонтом электрических автомобилей. У нас сегодня электромобилисты обращаются или в клубные сервисы, или в частные мастерские, которых не густо.

Опыт других стран даёт понять, что для развития рынка EV наиболее эффективными являются экономические стимулы и запреты. Так, в Евросоюзе запланировано сократить объём выбросов СО2 от транспорта до 66 грамм на километр пробега к 2030 году.

Без машин на электротяге это неосуществимо, что и подстёгивает развитие сегмента. В такой стране как Норвегия, где имеет место наибольшая доля электрифицированного транспорта на душу населения, предлагается не малое количество налоговых льгот для тех граждан, кто отдал предпочтение EV.

Электрокары в России: настоящее и будущее

В РФ с нарастанием общественной дискуссии вокруг углеродного налога, стоит ожидать постепенного движения в том же направлении. Для развития рынка электромашин требуется политическая воля и преобразования инфраструктуры. Без поддержки государства этот процесс будет протекать в замедленном темпе.

В августе 2021 года в РФ представили программу государственной поддержки электрокаров, цель которой — развитие нужной инфраструктуры. В пробных городах запланировано ввести нулевой транспортный налог и бесплатный паркинг.

К 2024 году в РФ производители планируют выпустить не менее 25 тыс. единиц электрифицированных автомобилей и оборудовать более 9 тыс. зарядок для этой техники. Также в планах доведение роста рынка EV до 15% к 2030 году.

 

Источник: ferra.ru

Поделится в: