Ручка газа для электровелосипеда

Ручка газа является весьма ответственным приспособлением на индивидуальном электротранспорте. Не мешало бы знать о ней побольше — не правда ли? В этой теме мы будем разбираться, как вся эта аппаратура работает, также обсудим разновидности ручки газа и некоторые другие полезные нюансы.

Содержание:

  • Общие сведения.
  • Принцип работы ручки газа и системы PAS.
  • Главные плюсы ручки газа.
  • Разновидности ручек газа.
  • Подключение акселератора к контроллеру.
  • Проверяем работу акселератора.
  • Почему акселератор может не работать.
  • Ремонт рукояти газа.
  • Замена ручки газа.
  • Приобретаем ручку газа на Aliexpress.

Общие сведения

434547040-ruchka-gaza-dlya-jpg.jpg

Ручка газа (РГ) на индивидуальных средствах передвижения предназначена для манипуляций силовым агрегатом. К ней подведён провод запитки на 5 V, а внутри присутствует датчик Холла (ДХ). В зависимости от того, на какой угол повёрнута рукоятка, датчик может выдавать 0-4,2 Вольта. Отталкиваясь от этого, контроллер регулирует энергоснабжение моторизированного колеса.

Акселератор приводит мотор в движение и выключает его, регулирует подачу энергии на силовой агрегат, воздействует на тягу и скорость езды. Помимо акселератора, управление двигателем может принимать на себя система PAS (Pedal Assist System). При желании, данное оснащение можно юзать и без применения РГ, однако контроль мощности будет менее удобным.

Принцип работы ручки газа и системы PAS

0325d520c99ed7cfbe47134e738c2232.jpg

Если использовать только акселератор, то скорость езды регулируется посредством дросселя. Применение электрического привода при данном управлении не имеет зависимости от педалирования — педали можно вообще не задействовать. Дроссель функционирует как педаль газа в обычной машине.

Система же PAS работает по другому принципу. Она автоматически задействует электромотор только тогда, когда велосипедист начинает крутить педали. Старт можно настраивать: плавный либо с пробуксовкой. Электродвигатель вступает в игру только при вращении педалей, причём уровень его вовлечённости в процесс можно регулировать — от минимума, до «Turbo». Настройка осуществляется с помощью рулевого компьютера.

Все ручки газа устроены практически идентично. На корпусе прикреплён постоянный магнит, внутри присутствует ДХ. В зависимости от текущей позиции рычага акселератора, датчик определяет положение магнита, изменяет своё напряжение на выходе и подаёт управляющий сигнал на контроллер. Тот в свою очередь, соответствующе регулирует скорость езды.

Проводок красного цвета отвечает за подачу 4,5 Вольт от контроллера. Есть ещё чёрный провод («земля») и белый, сигнальный, выдающий в зависимости от позиции рукояти 2-3,5 V. На контроллер, как правило, подаётся управляющее напряжение 0,8-4,2 V.

Акселератор устанавливается на руле электробайка справа. Во избежание поломки рукояти, при старте не вращайте её резко до предела. Кроме того, мягкий старт благоприятно сказывается на функционировании компонентов электроники.

Главные плюсы ручки газа

progulka-na-elektrovelosipede.jpg

✅ Можно чётко регулировать скорость передвижения, убавляя либо повышая мощность силового агрегата.

✅ Можно стартовать с комфортом.

✅ Превосходная манёвренность.

Разновидности ручек газа

Все модели предназначены для стандартной толщины руля в 22,2 миллиметра и бывают следующих конструкций:

Курковые или рычажные

dscn0492.jpg

Это вариации квадроциклетного типа, которые имеют рычаг («курок»), управляющийся большим пальцем. На приспособлении почти всегда имеются кнопка вкл/выкл электрических компонентов и сигнализатор заряда аккумуляторной батареи. При затяжных покатушках курковые модели будут перенапрягать запястье.

На полную руку

253048722-ruchka-gaza-dlya-jpg.jpg

Это вариации мотоциклетного типа. Они предусматривают кручение почти всей рукояти, за исключением зафиксированной основы. В распоряжении некоторых моделей имеются замок зажигания и сигнализатор демонстрирующий заряд электронакопителя.

На полруки

img-7958.jpg

Это девайсы типа «Gripshift» с крутящейся частью в виде широкого кольца. Такое приспособление является практичным решением, пользоваться ним просто и удобно. Как правило, на корпусе имеют место индикатор заряда аккумулятора и клавиша вкл/выкл электроники.

Подключение акселератора к контроллеру

img-20190507-191433.jpg

Для данной процедуры используются классические разъёмы. На контроллере это тёмный разъём с шестью гнёздами. Такой же есть и у рукояти газа, оборудованной клавишей включения питания и сигнализатор заряда источника питания.

Если разъёмы отличаются, то выявить предназначение проводков возможно по их цвету:

  • красный +5 V, белый сигнальный, чёрный («земля») — для регулировки скорости;
  • замыкаемые проводки коричнево-жёлтого цвета — для задействования контроллера;
  • зелёный проводок — для сигнализатора заряда аккумуляторной батареи.

Точные цвета указаны в инструкции к устройству. Если на акселераторе находятся кнопки и рычаги, то найти соответствующие им проводки можно воспользовавшись мультиметром. Когда начнёте «прозванивать», измерительный прибор при включенной кнопке продемонстрирует сигнал, а при выключенной «0».

Подключая рукоятку газа, провод нужно закрепить на раме без натяжения. Для этого используют пластиковые хомуты либо обычную изоленту. Таким образом, электрифицированный вел будет не только более аккуратно выглядеть, вы ещё и обезопасите себя от разрыва провода во время езды. Что конкретно значит «без натяжения»? При вращении руля, не должен чувствоваться перетяг. Чтобы защитить контакты от неблагоприятных воздействий окружающей среды, обрабатываем участки соединений герметиком.

Проверяем работу акселератора

urbanext-e-bike-1b.jpg

После замены либо первичного монтажа рукояти газа, её нужно продиагностировать по такому алгоритму:

1. Чуть поднимаем ведущее колесо.

2. Жмём на клавишу включения электрокомпонентов.

3. Плавно воздействуем на рычаг либо поворачиваем грипсу, в зависимости от того, какого типа конструкция акселератора.

4. Если имеют место неисправности, находим и устраняем причину их возникновения.

5. Если орган управления функционирует корректно, то далее испытываем его в режиме размеренной езды.

Почему акселератор может не работать

gg202012072123290233000000000000-bicicleta-eletrica.jpg

Несмотря на то, что устройство данного гаджета довольно простое и надёжное, всё же иногда случаются недоразумения, когда рукоять отказывается выполнять свои прямые обязанности.

Причины могут быть такими:

  • отпаялся проводок;
  • отклеился магнит;
  • ДХ выпал из гнезда;
  • имели место скачки напряжения;
  • небрежное обращение с аппаратурой;
  • механические повреждения;
  • утрата герметичности и проникновение в систему влаги;
  • естественный износ.

Ремонт рукояти газа

bd144f0dce7c7d08b0c370e35d17589a.jpg

Чаще всего, нужно менять сломавшийся ДХ. Выявить неисправную деталь просто: при включении электробайка уровень заряда аккумуляторной батареи рукоять демонстрирует, однако при повышении газа никакой реакции не наблюдается.

В этом случае ищем у контроллера разъём с присоединённой РГ. От неё должно исходить 6 проводков. Далее подаём энергию на контроллер и находим тестером линию на 5 V. Чаще всего это провода чёрного и красного цвета. Третий же, подключённый на этой линии провод является сигнальным.

Для проверки поступления с него сигнала при повышении газа, ставим на него «+» контакт тестера. При воздействии на курок либо грипсу, напряжение на выходе ДХ должно изменяться. Если этого не происходит, значит датчик отработал своё и его требуется подвергнуть замене.

Итак, проводим процедуру замены ДХ:

1. Разбираем ручку акселератора: снимаем окошко, поддеваем чем-то плоским и стягиваем резиновую рубашку, аккуратно снимаем пластиковые фиксаторы. Тут главное всё нужно делать без спешки, так как можно что-то нечаянно испортить. Снимаем возвратную пружину, отворачиваем винтики и изымаем крышку корпуса.

2. Внутри расположены кнопка включения, сигнализатор зарядки АКБ, а также нужный нам ДХ. Извлекаем деталь и находим на ней номер. Устанавливаем точно такой же новый элемент. Снимаем с ножек ДХ термоусадку и отпаиваем проводки. Далее приспосабливаем новую термоусадку и подпаиваем выводы нового ДХ. По окончанию пайки, подтягиваем термоусадку к датчику и прогреваем феном. Выполняем подобное со всеми тремя проводками.

3. Припаянный ДХ ставим на место и скрупулёзно укладываем проводку.

4. Перед тем как собирать рукоять акселератора, неплохо бы было обработать трущиеся компоненты смазкой без растворителей. Это позволит снизить износ на пластинке и продлить срок эксплуатации акселератора.

5. Следующий шаг — сборка конструкции в обратном порядке.

6. Далее проверяем собранное изделие на работоспособность.

Если кому-то не совсем понятно, как разобрать и собрать рукоять газа для замены ДХ, привожу видео, в котором всё наглядно продемонстрировано:

Замена ручки газа

Бывают такие ситуации, когда акселератор проще и надёжнее полностью заменить, чем ремонтировать. К примеру, это могут быть значительные повреждения либо попадание влаги в систему. Также причиной может стать неудачный ремонт.

Итак, меняем:

1. Снимаем старые грипсы.

2. Фиксируем ручку шурупом, воспользовавшись 6-гранником на 2,5 миллиметров.

3. При внедрении рычажной конструкции, нужно удостовериться, что при такой её позиции будет удобно юзать клавишу включения электроники и орудовать рычагом с помощью большого пальца, расположив часть руки на грипсе.

Приобретаем ручку газа на Aliexpress

Ну и наконец, что же можно выбрать, если вы решите поставить акселератор. Далее я приведу вам подборку рукояток газа с различным функционалом и приемлемым качеством, которые подходят как для электрических велосипедов, так и для электросамокатов. Да и на другой индивидуальный электротранспорт можно установить эти приспособления.

Рассматривать будем достойные варианты на Aliexpress, учитывая рейтинг продавца и стоимость. Все гаджеты оснащены датчиком Холла — эта система отличается повышенной надёжностью, поэтому проработает намного дольше резистивных вариаций. Встроенный вольтметр даст возможность отслеживать уровень заряда аккумулятора. Тумблеры и кнопки позволят задействовать функции контроллера. К примеру, включение зажигания, круиз-контроль и другие, либо управление осветительным прибором.

Акселератор мотоциклетного типа (половинчатый) с вольтметром и замком зажигания

jpg-1.jpg

Характеристики

  • вольтметр на 5-100 V;
  • датчик Холла;
  • выходной сигнал 0,8-4,2 V;
  • длина провода 2 м;
  • посадочный диаметр 23 мм.

Подключение

  • чёрный GNG («-» аккумулятора либо контроллера);
  • красный +5 V;
  • зелёный 0,8-4,2 V, сигнальный на контроллер;
  • жёлтый, «+» вольтметра (подсоединяется к «+» электронакопителя);
  • синий, на зажигание контроллера.

В отличие от курковых разновидностей, с такой аппаратурой удобнее ездить по плохим дорогам, так как она позволяет обхватывать себя полностью, всеми пальцами. Загнутый влево корпус с замком зажигания может помешать совместной установке с некоторыми моделями монеток переключателя скоростей — учитывайте это при выборе.

Цена на Али: 897 руб.(Ссылка на Яндекс.Маркете)

Акселератор с курком под большой палец, вольтметром и тумблером

e-jpg-1.jpg

Характеристики и подсоединение идентичны предыдущей модели. Загнутый влево корпус с замком зажигания может помешать совместной установке с некоторыми моделями монеток переключателя скоростей — учитывайте это при выборе.

Цена на Али: 404 руб.(Ссылка на Яндекс.Маркете)

Акселератор с курком под большой палец и вольтметром

jpg-2.jpg

Подключение

  • чёрный GNG («-» аккумулятора либо контроллера);
  • красный +5 V;
  • зелёный 0,8-4,2 V, сигнальный на контроллер;
  • жёлтый, «+» вольтметра (подсоединяется к «+» электронакопителя).

Цена на Али: 180 руб.

Акселератор с курком под большой палец, вольтметром, тумблером и кнопкой без фиксации

jpg-3.jpg

Подключение

  • чёрный GNG («-» электронакопителя либо контроллера);
  • красный +5 V;
  • зелёный 0,8-4,2 V, сигнальный на контроллер;
  • жёлтый, «+» вольтметра (подсоединяется к «+» АКБ);
  • синий, на зажигание контроллера (тумблер красного цвета);
  • белый и коричневый, кнопка без фиксации нормально разомкнутая.

Цена на Али: 661 руб.

Заключение

Ну что же, как видим, приспособление действительно стоящее, но, нужно разбираться во всех этих премудростях. Думается, приведённая выше информация сослужит вам добрую службу.

aKa Ka3aK
Поделится: