Самая дешевая литий-ионная батарея для электровелосипеда своими руками

Самая дешевая литий-ионная батарея для электровелосипеда своими руками

Если вы уже почти превратили свой обычный велосипед в электрифицированное средство передвижения и осталось только оборудовать его аккумулятором, то в принципе, выбор не велик — приобрести готовое изделие либо собрать его своими руками из ячеек. Вот как раз о втором варианте я и хочу поговорить в этой статье, предложив на ваш суд недорогостоящее и доступное для простого смертного решение.

Тут всё дело в том, что ценники на высококачественные литий-ионные аккумуляторы стартуют с отметки 15 тыс. руб. и дальше просто уходят в небеса! Если вы хотите значительно сэкономить на источнике питания для вашего электробайка, то вам в обязательном порядке следует ознакомиться с приведённой далее информацией.

То, что у нас по итогу получится — это самоделка на 36 V и 13 Ah, на которую было затрачено около 6 тыс. руб. Но и это ещё не всё: конструкция могла обойтись создателю почти в два раза дешевле, однако он пожелал заказать заводской корпус.

Этот способ сборки подходит тем пользователям, которые не сильно спешат. К примеру, делаем аккумулятор зимой для покатушек в весенне-летний период. Но, ближе к делу...

В первую очередь, нам нужно отыскать точки, где продаются старые АКБ от ноутбуков. Разработчику бюджетной батареи удалось найти компьютерный сервис, где б/у электронакопители с ноутбуков пихали покупателям по 100 руб. за штучку. Кстати сказать, многие сервисы их не собирают, а просто выбрасывают. Приобрёл там двадцать аккумуляторов без зазрения совести — их даже можно не проверять. Почему? Здесь весь секрет в том, что, как правило, в электробатарее ноутбука оказывается один, в крайнем случае два элемента 18650 из шести, которые не в кондициях, остальные же пребывают в полностью рабочем состоянии.

screenshot-2020-09-02-samaja-deshevaja-li-ion-batareja-dlja-elektrovelosipeda-svoimi-rukami-1.png

Далее нам нужно разобрать корпуса, вот только делать это следует аккуратненько, чтобы не повредить наши «драгоценные» компоненты. Извлекаем их и перекусываем посредством кусачек никелевую проволоку, да так, чтобы у каждого компонента оставались хвостики длиной приблизительно в один сантиметр с каждой стороны. Это даст возможность спаять АКБ обыкновенным паяльником.

screenshot-2020-09-02-samaja-deshevaja-li-ion-batareja-dlja-elektrovelosipeda-svoimi-rukami-2.png

Из двух десятков аккумуляторов ноутбуков, Кулибину удалось добыть 112 батареек 18650. В одном блоке было только две пары элементов, а второй блок оказался в весьма привлекательном состоянии, поэтому юзером решено было оставить его для собственного ноутбука.

Далее нам нужно продиагностировать каждый компонент, сначала вольтметром. В одну сторону нужно отлаживать условно рабочие, годные элементы — те, у которых напряжение превышает 3,5 V, а вот в другую сторону, пойдут те детальки, у которых напряжение варьируется в пределах 2-3,4 V. Возможно, они также послужат нам верой и правдой, но, основательно проверим их потом. В третью же кучку, собираем батарейки, демонстрирующие напряжение менее 2 V. К превеликому сожалению, они, скорее всего, нам уже не пригодятся.

Первая партия порадовала 64-мя экземплярами, во вторую попало 32 элемента, третьей же досталось 16 компонентов. В принципе, не плохой результат!

Следующим этапом является тестирование батареек по ёмкости — это самый длительный процесс, который займёт у вас пару месяцев! Для данного мероприятия, нужно будет приобрести зарядное устройство для обслуживания литий-ионных АКБ оснащённое функцией проверки ёмкости, если конечно, у вас его ещё нет. Естественно, это прибавит себестоимости нашей недорогой батарее, но вещь в хозяйстве без сомнений нужная, полезная. Профэссор заказал себе на AliExpress модель LiitoKala Lii-500, за почти 1 тыс. руб.

screenshot-2020-09-02-samaja-deshevaja-li-ion-batareja-dlja-elektrovelosipeda-svoimi-rukami-3.png

Первыми пошли на проверку условно рабочие компоненты из первой кучки. Диагностируем детали в режиме NOR TEST, ток заряда лучше устанавливать 500 мА, по той причине, что на 1А зарядное будет сильно нагреваться. Время проверки двух пар батареек — около 6-8 часов, а всё это дело, устанавливалось на ночь.

По результатам тестов, также разделяем элементы на несколько групп, только уже по показателям ёмкости. В первой группе расположились изделия с самыми высокими показателями ёмкости, которые без вопросов зарядились до 4,2 V и прошли тест зарядка/разрядка. Вот именно эти компоненты мы и будем использовать для нашего электробайка. Были отобраны элементы ёмкостью 2000-2500 mAh, а всего, их получилось 65 штучек.

screenshot-2020-09-02-samaja-deshevaja-li-ion-batareja-dlja-elektrovelosipeda-svoimi-rukami-4.png

Второй группе достались также хорошие изделия, но с показателем ёмкости менее 2000 mAh. Такие экземпляры можно использовать для бытовых целей, фонариков и прочих «поделок» — это для нас как приятный бонус будет.

И наконец в третий комплект мы откладываем аккумуляторы, не прошедшие цикл заряда/разряда — их остаётся только выбросить.

Лайфак по ускоренной проверке элементов

Время тестирования компонентов можно сократить и поможет нам в этом совет одного из юзеров. Приобретаем на AliExpress держатели, две штуки по пять ячеек и десяток платок зарядки для лития. Пять Вольт можно получить от старого блока питания компьютера. Цена всему перечисленному, чисто символическая, а пользы — много! Пока будут проверяться четыре элемента, ещё десять будут заряжаться — это весьма существенно сократит время проведения тестирования.

Далее нам нужно выбрать тип электронакопителя и распределить составляющие по группам. Пользователем было принято решение собирать батарею на 36 V, так агрегат получится более солидным по показателю ёмкости, чем если делать аппарат на 48 V.

Нам потребуется последовательно соединить десять групп по шесть соединённых параллельно элементов. Компоненты распределяются таким образом, чтобы ёмкость каждой из десяти групп была примерно одинаковой. Проще всего поступить так: забиваем данные в таблицу Excel и меняем компоненты местами.

screenshot-2020-09-02-samaja-deshevaja-li-ion-batareja-dlja-elektrovelosipeda-svoimi-rukami.png

Сводная таблица ёмкостей групп компонентов

Разбег по группам составил около 30 mAh, а общая ёмкость электроаккумулятора, вышла на показатель чуть больше 13 Ah.

Следующее, что нам нужно сделать — аккуратно, качественно и самое главное правильно, спаять батарейки. Если желаете сэкономить по максимуму, то склеить компоненты между собой можно воспользовавшись термоклеевым пистолетом. Однако это не самое лучшее решение, ведь в идеале, изделия не должны соприкасаться. На AliExpress был заказан бокс для аккумуляторов и в него входила пара сеток с отсеками. Заниматься сборкой и пайкой — весьма удобно!

screenshot-2020-09-02-samaja-deshevaja-li-ion-batareja-dlja-elektrovelosipeda-svoimi-rukami-5.png

Вставляем в нижнюю ячейку все батарейки согласно таблице. Во избежание путаницы, можно дополнительно подписать группы 1-10.

screenshot-2020-09-02-samaja-deshevaja-li-ion-batareja-dlja-elektrovelosipeda-svoimi-rukami-6.png

Посредством имеющихся хвостиков никелевой ленты, нам нужно спаять группы элементов. В нашем случае пайка была произведена медной проволокой из провода сечением 0,75 мм. Для обеспечения равномерного заряда/разряда всех компонентов группы, нужно чтобы перемычек между элементами было как можно больше.

screenshot-2020-09-02-samaja-deshevaja-li-ion-batareja-dlja-elektrovelosipeda-svoimi-rukami-7.png

Естественно, для более эффективной и продолжительной эксплуатации источника питания, потребуется установить балансировочную плату. В современных электронакопителях — это обязательная деталь. Тут нужно понимать, что данное устройство должно в максимальной степени подходить под тип собранной электробатареи. Создатель «дешёвки» собирался использовать своё произведение совместно с мотор-колесом на 350 W, поэтому предпочтение было отдано недорогой BMS на 15 A разряда, стоимостью около 900 руб. Подключалось это хитроумное устройство по схеме производителя.

screenshot-2020-09-02-samaja-deshevaja-li-ion-batareja-dlja-elektrovelosipeda-svoimi-rukami-8.png

После того, как сборка будет завершена, проверяем всё ещё раз. На выходе электроаккумулятора должно быть 42 V. Готовый девайс нужно плотно обернуть мягкой упаковочной плёнкой, обмотать скотчем и засунуть в корпус. Здесь потребуется организовать всё дело таким образом, чтобы изделие зашло в корпус с некоторой натяжкой.

2020-09-02-23-45.jpg

Готовая аккумуляторная батарея должна получиться у вас не хуже чем заводское исполнение, а если какая-то её составляющая даст сбой, то деталь всегда можно будет заменить самостоятельно. К тому же, собирая гаджет своими руками, вы будете уверены в его надёжности и застрахованы от неприятных неожиданностей.

screenshot-2020-09-02-samaja-deshevaja-li-ion-batareja-dlja-elektrovelosipeda-svoimi-rukami-10.png

По предложенной в теме схеме, можно спаять АКБ и из новых элементов. На AliExpress сейчас 40 штучек батареек 18650 ёмкостью 2600 mAh, можно приобрести за сумму чуть больше 4 тыс. руб. Это также окажется намного дешевле, чем если вы надумаете приобретать готовый собранный аккумулятор в магазине.

Заключение

Как видим, ничего сложного в сборке дешёвой литий-ионной электробатареи нет — домашний мастер разложил всё по полочкам, поэтому у других юзеров не должно возникнуть никаких проблем. Единственное что может напрячь многих пользователей — это продолжительный срок тестирования, но, всё-таки и по деньгам выйдет намного выгодней. Как было сказано, проверку можно осуществлять зимой, чтобы как раз к весне всё было готово. Если хотите, можно для ускорения процесса воспользоваться описанным в теме лайфхаком. Ну, я думаю, суть дела вам понятна!

66
Поделиться:
RSS
14:31

Очень даже неплохая идея! У нас на радио-базаре можно эти самые батарейки от ноутов прикупить б/у!

15:22

Проблема только в том, что во первых будет очень много мертвых.

Во вторых, элементы обычно достаточно старые(ибо срок службы акб у ноутов обычно достаточно велик), обычно ёмкость у них маленькая, да и неизвестно сколько циклов заряд-разряд осталось.

Ну и в третьих, не стоит забывать что токоотдача в элементах для ноута всё же не такая, как желательно иметь для электротранспорта...

16:40 (отредактировано)

Да? Но идея хорошая, как… для бедных студентов)))

11:25

Мысль с одной стороны здравая.

Но это прям совсем печальный вариант.

Вот для примера берем Кугу с3(досталась одна ушатанная) там 30 элементов в батарейке. 10 последовательной по 3 элемента в параллели. Беру 30 б/у элементов, тестировать на заряд-разряд, потому отбираю по напряжению.

Заряженный элемент 18650 — это 4,2В. Элементов ниже 3,87В в сборке не было.

Итог, если на первой скорости я ещё могу доехать до магазина, то как только курок уходит в пол на скорости 3, самокат рубит, и пока зарядку не воткнешь, не включается(что говорит об уходе в защиту платы BMS).

Вскрываю батку, смотрю что на выброс, а что живое, в итоге одна параллель(3 элемента) прям очень быстро проседала по напряжению(значит ёмкости там очень мало). Заменил, стало лучше, рубит уже не сразу как только курок в пол, но всё же рубит.

Вскрывать повторно пока не стал, к тому же новый контроллер с этой Куги ушел к клиенту сервиса «Не Бензин»(уговорили меня, чтоб не ехать).

Но в итоге, мы не знаем сколько ещё раз придется вскрыть и выкидывать оттуда элементы. Да у меня есть такая возможность… но вот бедным студентам...

Хорошо, немного математики добавим. Сейчас элемент на электротранспорт(высокотоковый) в РФ — 380 рублей, если не придираться(по токоотдаче) и с Китая подождать — 200р. С Китая новые элементы это уже 6000 руб без BMS платы и работ по сборке(привет покупателям целой батарейки за 3500, догадываетесь какие там элементы внутри?:). А вот дальше относительно стоимости б/у ноутовских элементо, но с учётом что 30-70% элементов в батке ноута окажутся пригодными для дальнейшего использования.

Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.

Популярные обсуждения

Alectro
Автор: Alectro
Создана: 1 июня 2019 в 13:16
Раздел: Nissan
Сообщений в теме: 22
Просмотров: 16801
Иван Козар
Автор: Иван Козар
Создана: 29 июня 2019 в 10:29
Сообщений в теме: 26
Просмотров: 2500
Alectro
Автор: Alectro
Создана: 20 августа 2019 в 09:35
Сообщений в теме: 10
Просмотров: 2473

Похожие статьи

Полезные рекомендации по эксплуатации, зарядке и хранению литий-ионной батареи электровелосипеда
Как преодолевать больше километров на одном заряде? Насколько заряжен накопитель? Как корректно подзаряжать аккумулятор? Можно ли разряжать Li-ion аккумулятор полностью? При каком напряжении нужно хранить АКБ зимой? Эти «загадки» постоянн...
Литий-титанатные аккумуляторы
Самой большой популярностью у населения пользуются литий-ионные батареи и в данной статье, я хочу пролить свет на такую их разновидность, как литий-титанатные АКБ, выделенные в отдельную группу.
Почему взрываются литий-ионные аккумуляторы?
Представьте себе ситуацию: едите вы спокойно на своём электрифицированном вело, самокате или гироскутере, и тут, бабах — рвануло ваше драгоценное... литий-ионное аккумуляторное устройство! А может быть подобная «катастрофа» произошл...
Как выбрать качественную литий-ионную АКБ и как обманывают продавцы литий-ионных батарей? (Часть 2)
Конечно, в первой части было много полезной информации, но это ещё не всё — во второй, заключительной, её будет не меньше!  

Последние новости

NewsNaToke 8 часов назад
Знаменитый велогонщик Грег Лемонд показал фирменные электробайки
Электровелосипеды Dutch и Daily от LeMond Bicycles характеризуются минималистичным дизайном и небольшим весом. Они подойдут для прогулок по городу.
NewsNaToke 8 часов назад
Стали известны регионы России, где электромобили с пробегом пользуются наибольшим спросом
Подержанные электрокары пользуются наибольшим спросом у жителей Иркутской области, Приморья и Краснодарского края.
aKa.Ka3aK 1 день назад
Polestar подтвердил работу над следующим электромобилем
Компания подтвердила, что собирается запустить в производство последнюю концепцию электромобиля Precept, но без четких сроков.
aKa.Ka3aK 3 дня назад
Tesla Battery Day обобщил действия компании единой целью
Отдельные шаги Тесла в области интеллектуального материаловедения, дизайна и производственных инноваций